Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Большие раки зимуют в Конаеве
КультураТеатр

Большие раки зимуют в Конаеве

О спектакле «Конаев», который планировался мюзиклом, а получился комедией-триллером и картинкой всего Казахстана

Театр ARTиШОК продолжает удивлять и вдохновлять экспериментами. На этот раз рассказав зрителю о казахстанском городе «у моря» с его мифами, казино, ретроавтомобилями и простыми людьми 

Почему Конаев?   

Город Конаев может спать спокойно. Теперь мы знаем, что в нем проживают веселые, добрые, искренние и отважные люди, способные откусить, если придется, палец врагу, угрожающему спокойствию города, и многое простить за память об известном и уважаемом в народе государственном деятеле Динмухамеде Кунаеве. 

Именно такими показали жителей этого города, ранее звавшихся капчагайцами, в ARTиШОКе. Напомним, что Конаев — это новое название города Капчагая в Казахстане, получившего имя бывшего первого секретаря ЦК компартии Казахской ССР, внесшего огромный вклад в разностороннее развитие всей страны, а также Алматы и Капчагая. Театр, отталкиваясь от своей идеи поразмышлять о Новом Казахстане, его истории и его будущем, решил избрать Капчагай-Конаев в качестве изучаемого «экспоната» в разрезе его переименования и развития. 

— В какой-то момент мы пришли к пониманию, что не можем говорить обо всем Казахстане, находясь только в Алматы, и нас волнует, в какой стране мы будем жить дальше, — комментирует Галина Пьянова, главный режиссер театра. — Еще больше нас волнует, в какой стране будут жить наши дети и в какой стране будет продолжаться наш театр. Нам захотелось поговорить о будущем страны через маленькие города. Было странно, почему именно Капчагай переименовывают, и он станет носить имя такой масштабной для всего Казахстана личности, как Кунаев. Результат получился лично для меня революционным. Важно еще сказать, что ARTиШОК, начиная, наверное, с 2013 года, занимается социальными темами. Думаю, что «Конаевым» мы на какое-то время закроем эксперименты в области социального драматургического поиска. На данном этапе жизни мы высказались максимально и нашли какие-то ответы, иногда горькие, но очень важные. Лучше сказать правду, чем пребывать в каких-то иллюзиях.     

конаев спектакль (1).JPG

Слияние двух лун

Для изучения темы и погружения в атмосферу Конаева артисты ARTиШОКа несколько раз приезжали в город и перевоплощались в его обычных жителей, чтобы сливаться с народом на улицах и заводить разговоры о самых типичных и необычных историях «приморского края». Таким образом в спектакле появились фрагменты о девушке с копытами, гигантских акулах Капчагая. Ну и все действие, конечно, происходит в казино, которыми известен город.     

Спектакль идет на казахском и русском языках без перевода и субтитров, что не мешает зрителю понимать весь контекст. Наоборот, такая подача материала еще сильнее погружает в атмосферу города и Казахстана. Это актерский спектакль, где нет определенных границ для импровизации. Исполняется постановка за пределами сцены и самого театра, всегда на разных локациях. 

Как сообщает театр, «Конаев» — это история, которая разворачивается в бывшем Капчагае. Город-спутник Алматы, которому во все времена прочили светлое будущее, будь то строительство гидроэлектростанции, казахстанского Лас-Вегаса или современного Gate City, как никакой другой имел шанс изменить провинциальную судьбу десятков региональных казахстанских городов. Теперь он носит имя самого популярного политика Казахской ССР Димухамеда Кунаева, является столицей Алматинской области, но продолжает быть точкой на карте Казахстана, которая застряла во времени и даже в пространстве…

Конаев — это место, где пересеклись история, политика, надежды, разруха и возможности… Мы идем на этот спектакль с попыткой заглянуть в завтрашний день страны через тернии событий нового времени и Нового Казахстана».

Режиссер спектакля — Галина Пьянова, помощник режиссера — Марк Куклин, художник — Антон Болкунов, продюсер — Анастасия Тарасова, художник по свету — Илья Лошицкий, звукорежиссер — Олег Жевлаков, технический директор — Ярослав Корчевский.

конаев спектакль (4).JPG

Несколько выдуманный документ

— Наш замысел заключался в том, чтобы смоделировать будущее наших историй в Казахстане. Мы еще до пандемии думали поехать в какой-то маленький город, понаблюдать, поработать не только как театр, а внедриться в какую-то историю вплоть до того, чтобы красить остановки, — говорит Галина Пьянова. — Потом все мировые события отодвинули наши планы, но тут искусственно созданному городу Капчагаю присваивают имя Кунаева, придавая ему такой масштаб. Меня это так увлекло, захотелось даже создать мюзикл. И мы шли к этому — договаривались с композитором, делали лабораторию, провели ряд показов… Есть ощущение, что до сих пор не остановились. За эти полтора года у меня был свой страх сфальшивить, что ли... Я отказалась от жанра мюзикла. Мы смотрели, наблюдали, переживали, погружались в материал, истории людей, в мифы города Конаева. Однако для меня никак не рождалась музыкальность, хотя первоначально мне представлялись музыка, подобная той, что в мюзикле «Чикаго», пространство казино. Потом я подумала о том, как это относится к людям, которые работают на пляже, торгуют на базарах. У нас вышла не совсем документальная история, я бы сказала, что получился несколько выдуманный документ. Еще мы боялись самоповторов в сценических приемах, отказались от большого количества актеров в спектакле, сконцентрировавшись на группе из пяти человек. И только когда мы закрылись в мастерской театра, стал проявляться уникальный драматургический материал. Мы рождали его, не сидя за столом, а в процессе, когда все, что произносится даже не актерами, а их персонажами, создает живой импровизированный спектакль. Это определенная методология, а также это волшебный процесс, за которым я наблюдаю. Его трудно объяснить, особенно тем, кто пишет и выдумывает слова. Здесь сам персонаж диктует рождение текста, ситуации, события, и сейчас мы продолжаем удивляться тому, что и как возникает. Каждый спектакль становится по-новому неожиданным в своей событийности, каких-то эмоциях, предложениях, идущих от героев. Я обожаю этих людей на сцене, мне кажется, что у каждого из них уникальная работа. Думаю, она стала возможной именно в таком актерском и режиссерском решении. 

конаев спектакль (3).JPG

Мастерство актерское, доверие режиссерское

Действие происходит в офисном пространстве казино, которое внезапно становится бункером из-за землетрясения или испытаний на полигоне. В роли владельца казино — Салим Байгазин, его герой, который находится под кайфом, переживает, что казахи исчезнут как народ в результате мировых катаклизмов. В полукриминального типа перевоплотился Куантай Абдимади, в интеллигентного (такое бывает!) полицейского — Нурсултан Мухамеджанов, наивного, но жаждущего легкой наживы американца — Евгений Игнатов, а простую девушку-уборщицу сыграла Айганым Сагынбаева.

— Мы предпочли ограничения — отказаться от театральности, выйти в пространство не театральное, абсолютно минималистичное. У нас мало реквизита, света, звука. Мы приходим в некомфортное пространство, потому что персонажи находятся в таком же. И происходят потрясающие вещи. Всякий раз я удивляюсь, как актеры раскрываются в своем мастерстве. Я не узнаю в тех реальных героях самих Куантая, Нурсултана, Салима, Айганым и Женю Игнатова: как они могут физиогномически меняться, при этом не карикатурно, это происходит от внутренних процессов. Я реально удивляюсь, как может меняться цвет глаз, размер головы. Для меня этот спектакль — потрясающее актерское мастерство, и я счастлива видеть это каждый раз.

конаев спектакль (2).JPG

Страшные акулы, водохр. и девушка с того света 

Поскольку спектакль основан на историях капчагайцев, во многом смешных, иногда пугающих, захотелось найти им какие-то подтверждения из публикаций в интернете. Напомним, что Капчагайское водохранилище, или, как называет его один из героев спектакля, водохр. (так же оно пишется на карте Казахстана), расположено в Жетысуской области. Оно было образовано в 1970 году путем перекрытия реки Или в узком Капчагайском ущелье. В водохранилище втекают притоки реки Или — Чарын, Чилик, Тургень, Талгар, Иссык и Каскелен. Длина водохранилища составляет 110 километров, наибольшая ширина — 25 километров, а глубина — 42 метра. Это было решение Кунаева, а страна и город в итоге обрели море, ставшее знаменитым не только из-за живописных видов, но также благодаря рыбе и… небылицам. 

На основании спектакля и прочитанного в интернете, в Капчике, как его именуют в народе, проживают довольно веселые люди с богатыми фантазией и воображением. Одна из их историй берет начало из легенды о затопленном поселке и кладбище, которые оказались на дне водохранилища, и теперь многие рассказывают мифы о всплывающих гробах. Толкуют здесь и о гигантских акулах, а также раках длиной в полтора метра. И хотя в реальности их никто не видел, но многие заверяют, что такие водятся на дне. Потому в гербе города Конаева, созданном театром, рак присутствует — имеет право! Рыбацкие байки здесь зашкаливают, и их подогревают факты — в сентябре 2009 года в Капчагае действительно выловили необычное животное с твердым панцирем и множеством конечностей. Рыбаки тогда сдали его в зоопарк, и внезапно выяснилось, что это древнее членистоногое трилобит, считающееся давно вымершим. Как оно попало в море, никто ответить не смог. Вылавливали здесь и крупных крабов, которых, возможно, перенесли сюда личинками птицы. Но больше всего баек ходит про сомов-людоедов, хотя такие существа описывались и в народных казахских сказках. Распространена и история о том, как по автотрассе ночами бродит девушка с копытами — она останавливает машины и просит людей позвонить ее маме, чтобы сообщить о себе. На конце линии мама всегда отвечает, что ее замучили звонками, а дочь ее давно умерла. Как вам такое?!

Вместо эпилога

Отметим, что персонажи спектакля получились искренними, добрыми, говорящими о своем городе с любовью, относящиеся к нему с заботой. Здесь часто вспоминают Кунаева, потому что он стал образцом государственного деятеля. Его пример может стать показательным и в наше время, а теплые сердца казахстанцев всегда будут оставаться открытыми для лучших изменений в стране.   

Фото Юрия Коротецкого

Читайте в свежем номере: