Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
КультураТеатр

Бах и Рождество на большом экране Алматы

На большом экране Алматы покажут запись балета «Ноймайер: Рождественская оратория Баха» в исполнении Гамбургского балета, вот уже десять лет блистающего на мировой сцене. Исконно библейские истории в основе оратории, переосмысленные языком современного танца, становятся историями о вечном, истинном, светлом и добром, о том, что роднит нас всех без исключения.

«Рождественская оратория» Иоганна Себастьяна Баха для солистов, хора, оркестра и органа — самая масштабная оратория композитора, дошедшая до нашего времени. Ее он создал в 1734-м, когда добивался титула саксонско-польского придворного композитора, заметно повысившего его статус. 

Произведение состоит из шести кантат (частей) длительностью по полчаса каждая. Эти главы приурочены к праздникам рождественского цикла: Рождеству и двум дням после него, Новому году и празднику Обрезания Господня, воскресенью после Нового года, празднику Богоявления. Большие вступительные хоры и практически все крупные сольные номера «Рождественской оратории» заимствованы композитором из его ранее написанных сочинений. Такой принцип был весьма распространенной музыкальной практикой в эпоху барокко. 

В оркестре слышатся трубы, флейты, скрипки, альты, гобои, волторны, литавры. Речитативы отданы обладателям тенора, сопрано, альта и баса. 

Основанный на этой музыкальной работе балет «Ноймайер: Рождественская оратория Баха» — спектакль в равной степени яркий и меланхоличный — блистает на мировой сцене вот уже больше десяти лет. 

За режиссуру и хореографию спектакля, в записи добравшегося до большого экрана Алматы, отвечал Джон Ноймайер, танцовщик и балетмейстер, глава Гамбургского балета с 1973-го. Постановкой спектаклей он занимается с 1960-го. Первые его работы ставились на сцене университетского театра в Милуоки (штат Висконсин, США), откуда он родом. По окончании университета Ноймайер продолжил хореографическое образование в Копенгагене, где его заметила знаменитая артистка и педагог Вера Волкова. Следом Джона Ноймайера приглашают в Лондон, Штутгарт и Франкфурт-на-Майне, где он танцует и снова занимается постановкой. 

В качестве приглашенного хореографа Ноймайер успел поработать с труппами Королевского балета в Лондоне, Венской, Баварской и Дрезденовской государственных опер, Штутгартcкого балета, Датского королевского балета, Парижской оперы, Балета Токио и другими. За свою более чем 60-летнюю карьеру он выступил автором более двухсот хореографических произведений. Сегодня он уделяет огромное внимание подготовке молодых хореографов. 

сы2.jpg

Запись «Рождественской оратории», посмотреть которую теперь есть шанс и у алматинского зрителя, сделана в 2015-м со сцены Гамбургского балета. 

В исполнительской группе спектакля значатся прославленные артисты: Ллойд Риггинс, Анна Лаудере, Карстен Юнг, Карен Азатян, Юлиан Прегардьен, Мелисса Пети, Мануэль Гюнтер. 

Дирижером выступил Алессандро де Марки, художником — Фердинанд Вюгебауэр. 

Первые три части «Рождественской оратории» Джон Ноймайер представил как законченное произведение в 2007-м. Шесть лет спустя он изменил части более ранней версии и объединил их с недавно созданной второй частью последних трех кантат «Рождественской оратории» для нового балета. В глазах хореографа этот спектакль — не законченная версия, но скорее совершенно другой и равноценный первому балет. 

По словам постановщика, вступительный припев оратории «выражает неустанно набегающую радость, еще не осознающую первородного греха». Песни хора наполнены надеждой, а не уже свершившимся искуплением. 

Ноймайер комментирует это так: «Спасение — это не нечто предрешенное, а скорее нечто, что нужно постоянно заслуживать и к чему нужно готовиться. Как только хор запевает «Возрадуйтесь», пламя внутри нас загорается, вытаскивая на поверхность непреодолимое чувство радости. Когда музыка заканчивается, снова воцаряется тишина и мы возвращаемся к собственной жизни на земле». 

«Рождественская оратория» Баха посвящена воплощению Христа, а подробности его рождения взяты из Евангелий от Луки и Матфея. Внешний круг персонажей — мать, отец и ребенок, пастырь и ангелы, волхвы с Востока, царь Ирод, ни на миг не останавливающаяся группа людей, защищающая крошечную елку, — по мере раскрытия сюжета ведет зрителя все глубже и поднимает фундаментальные вопросы о доверии, вере, сомнениях, преданности, долге. Так, казалось бы, исключительно библейская история в переосмыслении команды Ноймайера оказывается историей, роднящей всех нас. 

сы3.jpg

Джон Ноймайер делится: «Моя хореография к Рождественской оратории Баха не является религиозным мероприятием. Это не «священный танец», и ее не следует рассматривать ни как альтернативу церковной службе, ни как пропаганду христианского миссионера. В прошлом подобный подход я применил и при создании «Страстей по Матфею» Баха — хореографии движений, персонажей и ситуаций, предназначенных для представления в театре, вдохновленных музыкой, которая до сих пор волнует нас, различных культурных и религиозных традиций. Для меня основные человеческие ценности, выраженные через хореографию, всегда являются самым важным». 

Показ «Рождественской оратории Баха» пройдет на большом экране в Алматы в это воскресенье, 7 января. Рекомендуемый зрительский рейтинг — «12+». 

Читайте в свежем номере: