Вместо айфонов они брали на вечеринки гитары, обменивались записями любимых исполнителей, сами писали стихи и музыку, уважали плацкартные вагоны и ценили бескорыстную дружбу. В небольшом промышленном городе на севере Казахстана 35 лет назад неравнодушная и талантливая молодежь объединилась, чтобы создать клуб самодеятельной авторской песни «Дилижанс».
Его экипаж в начале декабря снова был в сборе, несмотря на расстояния и трескучие морозы. Концерт «Юбилей в кругу друзей» получился душевным и искренним.
Традиция каждые пять лет проводить юбилейные вечера продолжается. В этом году в городе Рудном собрались «дилижане» из разных городов Казахстана, России и даже Германии, чтобы спеть друг с другом и, конечно, для своих поклонников. Приехал поздравить друзей и карагандинский клуб авторской песни «Марианна», который немного постарше, ему скоро 40. Конечно, не обошлось без подарков и совместных выступлений. И, разумеется, воспоминаний.
«Дилижанс» в свое время объединил лучших представителей рудненской интеллигенции конца восьмидесятых: педагогов, журналистов, культработников, инженеров, трепетно любящих авторскую песню и теплые звуки гитары.
Журналист и преподаватель Александр Губерт, первый руководитель и один из основателей «Дилижанса», вспоминает, с чего все начиналось. В конце восьмидесятых несколько работников завода «Казогнеупор» создали творческий коллектив и назвали его «Россы». Выступали перед заводчанами, в 1988 году приняли участие в кустанайском областном фестивале «Песенные костры». А потом, как это бывает среди творческих людей, произошло разделение по интересам. Александр Губерт и еще несколько единомышленников выбрали именно бардовское направление.
— Таня Исаева привела Юру Корсунского, а тот, в свою очередь, Олега Скобелева. Мы посидели-подумали и поняли, что нам надо нечто другое, потому что мы немножко не совпадали с остальными ребятами по каким-то параметрам. Я пошел в ДК горняков к директору Елене Васильевне Авериной. Она сразу выделила нам комнату на третьем этаже — возле помещения театра, которым руководила недавно ушедшая от нас Наташа Кудрявцева. Она впоследствии тоже вошла в наш коллектив. И 8 декабря 1988 года мы первый раз собрались — очень узким кругом. Нас было несколько человек: я, Юра Корсунский, Олег Скобелев, Сережа Кучеров, Елена Ревтова... И вот мы собирались, песни пели... Как-то с Юрой Корсунским поднимались по ступенькам возле памятника Ленину, который стоял тогда на площади, и Юра говорит: «Саша, а ведь надо как-то назваться». А у нас все крутилось вокруг различных движущихся экипажей, вообще движения. У Юры была песня «Комета Фракаса», плюс мы уже ездили на фестивали. Постоянно то в поезде, то на автобусе. И он предложил — «Фаэтон», а потом кто-то из нас двоих, уже не помню кто, сказал: «Дилижанс». На том и остановились, а остальные нас поддержали. Эмблема у нас появилась благодаря талантливому рудничанину Сергею Лешакову, замечательному поэту и художнику. По моей просьбе он сделал эскизы.
И вот эта эмблема, самая первая, основная, она так и осталась. В начале 90-х мы все начали понемногу разъезжаться из Рудного. Первым уехал в Россию Олег, потом Зимины — в Германию, затем Юра — в Израиль. В общем, кто куда. Но мы не теряем связей, собираемся, до сих пор чувствуем причастность к «Дилижансу», несмотря на годы и расстояния. Как мы себя называем? Изначально в шутку предложили зваться «дилижанами». Девочки возразили, мол, а мы что тогда, «дилижанки»? Парижанки звучит красиво, а «дилижанки» — не очень! В общем, все мы – «дилижане»... И за эти годы все наши клубы-побратимы в разных городах — Алматы, Караганде и многих других — знают, что мы — «дилижане», — рассказывает Александр Губерт.
«Дилижанс» после своего образования активно выступал в сборных концертах в рудненском ДК, перед трудовыми коллективами города, на радио. Пошли бы и на ТВ, но в то время в Рудном не было своих телеканалов. Ряды клуба пополнили Даулет Амангалиев, Елена Чернышева, Светлана Найчук и еще несколько талантливых исполнителей и авторов. В 1990 году начали ездить по фестивалям Северного Казахстана и Урала. Фестиваль «Песенные костры» Губерту удалось перетянуть в Рудный, и эти летние областные фестивали стали визиткой «Дилижанса», да и в целом города горняков. Потом появились и зимние фестивали «Дилижанс» встречает друзей». В декабре 1998 года клуб отпраздновал первый большой юбилей — 10 лет. Потом концерты стали проводиться каждые пять лет.
В юбилейном концерте 9 декабря приняли участие Александр Губерт (Алматы), Даулет Амангалиев (Астана), Елена Демина, Елена Чернышева, Елена Маленкова, Светлана Найчук, Рэм Нигматулин (Астана), Олег Скобелев (Старый Оскол, Россия), Константин Зимин (Schramberg, ФРГ) и другие старожилы клуба. В этом году, к сожалению, не смог прилететь из Израиля один из основателей «Дилижанса» Юрий Корсунский, но Олег Скобелев вышел с ним на связь прямо со сцены, Юрий передал всем теплый привет. Все присутствующие в зале могли послушать его песни — вместе с супругой Корсунский ведет YouTube-канал, куда выкладывает душевные композиции и клипы.
Олег Скобелев уехал из Рудного в 1992 году, проживает в Старом Осколе. Вспоминает, как пришел в клуб вместе с Юрием Корсунским. Они познакомились еще в институте, совсем юными, восемнадцатилетними. Олег, который был тогда весьма застенчив и пел разве что дома, и то только когда никого нет, поразился открытости Юрия. Сейчас бы это назвали харизмой.
— Пришел такой странный человек — в тельняшке, очках, взлохмаченный, с планшетом кожаным через плечо, с гитарой. И громко поет! Мы тогда подумали, что это какой-то чудак. А потом мы с Юрой очень сдружились, это он вытащил меня на сцену, у нас еще в институте сложился дуэт. Пели Суханова, пели Дольского, это были 83-й, 84-й годы. Потом я отслужил в армии, и мы снова встретились. А тут во Дворце культуры и клуб у нас сложился. Потом Даулет Амангалиев переехал из Кустаная, и у нас все это дело как-то стало оформляться. На каком-то из наших собраний решили, что всякую «цыганщину» мы не поем, поем исключительно авторскую песню. Ездили на фестивали, пополняли репертуар, привозя новые и новые песни. Тогда об авторском праве никто не слышал, просто пели хорошие песни. И поем до сих пор. Это песни для души, которые нельзя запретить кому-то исполнять. Это мое убеждение... Я стараюсь приезжать в Рудный на юбилеи клуба, на 30-летие мы с Юрой были здесь, и сегодня я очень рад встретить старых друзей. Жаль, Юра не прилетел из-за известных событий в Израиле, но мы с ним связались, технологии позволяют. На сцене сейчас люди из России, Казахстана, Германии, еще и разных поколений, и это здорово!
Даулет Амангалиев, уехал из Рудного в 1998 году, проживает в Астане. Он вспоминает яркий 1990-й, когда «Дилижанс» стали узнавать за пределами Рудного, что послужило стартом для проведения уже своих песенных фестивалей.
— Мы с талантливым исполнителем Сережей Кучеровым, каждый со своими песнями, поехали на кокчетавский фестиваль «Зимняя сказка» в феврале 90-го. И выступление наше было очень удачным, таким ярким, нас буквально приняли в свою семью казахстанские барды. Уже в апреле большим составом с хорошей насыщенной программой поехали на фестиваль в Петропавловск, и нас уже стали узнавать. Вернулись, поговорили с Сашей Губертом и решили, что нам вполне по силам самим проводить подобные мероприятия. И летом 1990 года мы сделали первый фестиваль именно силами клуба «Дилижанс», он проходил на Каратомарском водохранилище. Потом была отдельная история с зимними фестивалями. В общей сложности за 10 лет мы провели 20 фестивалей. А потом, в 1998 году, и я, и Губерт уехали. Он — по работе в Алматы, я — в Астану. С тех пор проживаем в разных городах, но мы все здесь — с душой, с гитарой. Мы всегда можем встретиться с ребятами в самых разных городах Казахстана, договориться и просто поехать. Собираемся, потому что нам это в кайф. А здесь сейчас мы возвращаемся на 35 лет назад.
На юбилейном вечере звучали песни известных бардов, также и авторские участников клуба «Дилижанс». Александр Губерт исполнил свою песню на стихи рудненской поэтессы Веры Василенко. Помянули песнями тех, кого уже с нами нет. Поклонники «Дилижанса», конечно, ждали знаменитую песню «Рудничане», чтобы вновь подпевать всем залом: «...и за водкой, и за чаем, уж не чаял, уж не чаял, рудничане, рудничане, рудничане...»
Разумеется, мы не могли не спросить, кто автор этой знаменитой песни. Оказалось, это песня-подарок.
— Есть такой замечательный автор Зинур Миналиев, узбекский татарин, сам он из Самарканда, сейчас живет в Барнауле. И вот он нам на пятилетие нашего клуба, на пятый зимний фестиваль, привез свою песню. Тогда было несколько песен, которые мы пели как клубные, но эта песня стала наиболее яркой, публика ее запомнила, нам она полюбилась. Есть песня «Вороной» Сергея Боханцева, его же песня «Соловушка», ну и такие песни, которые поют всегда и везде, шлягеры бардовские. В свое время я сам писал, у меня есть несколько песен. В целом же за эти годы у нас каждый что-то написал, — рассказал Даулет Амангалиев.
Взялся за гитару и Рэм Нигматулин, который приехал на юбилей клуба из Астаны. Сегодня он возглавляет издание SK News в АО «Самрук Казына». Во времена расцвета «Дилижанса» работал в городской газете Рудного, ездил на песенные фестивали в качестве журналиста, а потом и сам, что называется, втянулся.
— Я дружил с Александром Губертом, он был секретарем горкома комсомола, тогда это была структура больше не бюрократическая, а молодежная, интересная. Я играл на гитаре, интересовался музыкой, как и многие тогда. Пришел в клуб, и меня поразил этот огромный пласт информации, очень интересное сообщество людей. И они до сих пор вместе. Я на 30-летие не смог приехать, а на этот раз буквально в последний вагон заскочил, меня еще и петь заставили! А я так волнуюсь всегда на сцене... Но получилось отличное мероприятие, и люди пришли, несмотря на каленый мороз, и город зал предоставил. Что мне дал «Дилижанс»? Знаете, я тут однажды подумал о том, что не читаю поэтов. Попробовал почитать, что-то не идет мне. А потом мы гуляли с женой по парку, она предложила мне почитать стихи. И я стал читать стихи из песен, которые мы поем. И оказалось, что я знаю миллион стихов благодаря этим песням! — поделился своими воспоминаниями и мыслями Рэм Нигматулин.
Константин Зимин приехал на 35-летие «Дилижанса» из города Шрамберга, Германия. Перед выступлением он тоже дал небольшое интервью.
— В «Дилижансе» я оказался в 1989 или 1990 году и был с клубом вплоть до 1994 года, пока не уехал в Германию. Сразу после отъезда как-то отношения с ребятами не поддерживал, а потом все больше и больше начал общаться. На юбилейный концерт приехал впервые, так совпало, что у меня отпуск, я приехал в Рудный к родным, а тут и юбилей. Несказанно приятно увидеть старых друзей. Все это время я не оставлял увлечение авторской песней, у нас в Штутгарте есть русскоязычный клуб «Менестрель». К сожалению, сам я песен не пишу, а в Рудный привез песни Рудольфа Полле, он жил в Барнауле, потом переехал в Германию. Ну и спою, конечно, вместе с нашим «Дилижансом».
Елена Чернышева, живет в Рудном, преподает в социально-гуманитарном колледже. В начале 90-х вернулась в родной город, отучившись в Челябинске, до этого участвовала в песенных фестивалях, а в 1992 году стала полноценным членом КСП «Дилижанс», начала организовывать фестивали вместе с Александром Губертом.
— У меня был период, когда я писала песни на чьито стихи, но это все недолго. Мне нравятся хорошие песни, и есть из чего выбрать. Я не имею музыкального образования, самоучка, всегда любила гитару. Это было веянием времени, — рассказывает Елена.
— В современной массовой культуре 90-е годы представляются чем-то мрачным, а вы вспоминаете то время с теплотой. Чем и как вы тогда жили?
— Наверное, нужно было чем-то хорошим заместить все негативное, что происходило. И, знаете, я не помню, чтобы нам было плохо в 90-е. Мы с ребятами ездили на фестивали, у нас была куча друзей, море позитивных эмоций. Да, тяжело было достать в дорогу ту же тушенку, например, но мы как-то выкручивались. У нас Лена Маленкова была прекрасным фуражиром, она хорошо и с удовольствием готовила, следила, чтобы все были сытыми! Сегодня мы обросли семьями, детьми и даже внуками. Наши дети выступают с нами, в том числе здесь двое моих сыновей. Среди нас солидные люди, при должностях-регалиях, но то, что мы все разъехались, не стало нашим разрывом. Не знаю, как это получилось, но нам очень важно быть вместе, хочется видеться, встречаться. Кто-то к кому-то все время ездит. И наши встречи — это всегда такое счастье! Увидимся, обнимемся, и будто мир вокруг светлеет, — говорит Елена Чернышева.
Елена Демина живет в Рудном, руководит туристическим клубом, сегодня является президентом КСП «Дилижанс» — бразды правления после своего отъезда из Рудного ей передал Александр Губерт. Сначала вместе с Еленой на все фестивали ездил ее сын Иван, а на 35-летие клуба свою первую песню с большой сцены исполнил уже и внук Илья.
— Приятно, что на этот юбилейный концерт удалось собрать около 20 человек. Вообще, если честно, мы эти юбилеи устраиваем для того, чтобы собраться самим. Ну и, конечно, не забываем про наших поклонников и друзей, потому что у нас есть наши постоянные слушатели, которые ждут встречи с нами. Я в «Дилижансе» с 1996 года, наверное, когда познакомилась с Володей Калугиным. Он свозил меня на детский фестиваль в Новосибирской области, мне все это ужасно понравилось, и после я поехала уже на наш фестиваль, кустанайский. Затянуло. Я сначала просто пела, потом научилась играть. Сегодня «Дилижанс» — как большая семья, в которой уже есть дети, внуки. Преемственность поколений — это замечательно, — говорит Елена Демина.
Клуб «Дилижанс» стал частью культуры города Рудного и Костанайской области. Радует, что и сегодня в родном городе «дилижанам» не отказывают в помещении. На 35-летие клуба акимат безвозмездно предоставил для концерта отдельный зал. «Призывники Окуджавы», как называют себя поклонники авторской песни, пообещали на прощание и себе, и зрителям, что обязательно встретятся снова через пять лет. Ведь так важно, чтобы в жизни было что-то стабильное, и пусть это будут дружба, любовь и песня.
Трудно предугадать, получит ли авторская песня второе рождение в массовой культуре. К примеру, сегодня в TikTok по всему миру «завирусилась» «Джага-джага» Кати Лель. Есть ли такой шанс у песен Визбора или Митяева? Как знать, «ведь даже то, что быть не может, однажды тоже может быть...»
Ирина Старикова. Рудный.
Фото Анатолия Бутузова