В июле в стране отмечается Национальный день домбры. Этот удивительный музыкальный инструмент, который пришел из глубины веков, популярен и современен сегодня. В столичном театре «Астана Опера» об этом знают не понаслышке. Мы публикуем интервью с дирижером театра и великолепным домбристом Русланом Баймурзиным.
— Руслан Талгатович, вы известны и в Казахстане, и за рубежом как дирижер и домбрист. Где и как вы научились играть на домбре, кто познакомил вас с этим инструментом?
— В любой казахской семье наличие домбры — явление закономерное. Так и у нас благодаря мастерству моего отца в игре на домбре мы с детства слышали волшебные звуки этого инструмента. Мой отец, заметив мое увлечение музыкой и интерес к домбре, научил меня играть на ней. Тогда мне было шесть лет. Затем мне посчастливилось встретить замечательных наставников на моем творческом пути. Когда я поступил в детскую музыкальную школу в Кокшетау, моим учителем был Серик Сарсенбаев, а позже в Республиканской казахской музыкальной школе-интернате для одаренных детей имени Жубанова в Алматы меня обучали профессора Айтжан Токтаган и Гульперизат Ултаракова. Я бы сказал, что все мои достижения в искусстве игры на домбре стали возможны благодаря этим людям.
— Вы дирижируете многими оперными и балетными постановками, симфоническими программами на сцене «Астана Опера», а также часто выступаете с домброй на концертах. Сложно совмещать эти два направления?
— Я часто выступаю с домброй на сцене нашего театра, и во время гастролей за границей у меня тоже было много возможностей продемонстрировать свое искусство игры на домбре. В целом на концертах и спектаклях «Астана Опера» часто можно услышать звуки этого инструмента. Это в первую очередь касается национальных спектаклей, представленных в репертуаре театра, таких как «Абай» Ахмета Жубанова и Латифа Хамиди, «Кыз Жибек» Евгения Брусиловского, «Биржан и Сара» Мукана Тулебаева и «Алпамыс» Еркегали Рахмадиева, где артисты исполняют известные произведения с домброй. Конечно, я не могу сказать, что совмещать две профессии легко, так как дирижирование и сольное исполнение — это два разных мира. Когда играешь на домбре, чувствуешь себя, как будто беседуешь только с домброй, а дирижирование — это работа с людьми, руководство. Это совершенно другое дело. Тем не менее обе профессии мне близки. Дирижирование влияет на игру на домбре и наоборот. Мой интерес к дирижированию проснулся, когда я учился в старших классах музыкальной школы в Алматы. Так сложилось, что я поступил в консерваторию на специальность «оперно-симфоническое дирижи
Очевидно, что, если музыкант не будет заниматься на инструменте и часто повторять репертуар, его форма постепенно ухудшится. Хотя сегодня я уже не занимаюсь день и ночь, как в школьные годы. Но, если уделю час-два на упражнения, то быстро возвращаю форму. На данный момент основное образование, полученное в школе, хранится в моей памяти всю жизнь. Ведь в те времена я участвовал во многих конкурсах и приобрел большой опыт.
— Вы дирижируете как симфоническим оркестром, так и оркестром народных инструментов. Кажется ли вам в таких случаях, что звук домбры
— Различия между симфоническим оркестром и оркестром народных инструментов очень велики. Их звучание, природа, даже менталитет — разные. Во время работы, когда руководишь этими двумя оркестрами, каждому нужно уделять внимание, соответствующее его особенностям. Но когда я играю соло на домбре с оркестром, замечаю, что звук домбры гармонирует как с симфоническим оркестром, так и с оркестром народных инструментов. По-моему, это особенное качество нашей домбры. Еще одна ее особенность заключается в том, что музыканты — будь то скрипачи или пианисты, услышав ее мягкий звук, всегда испытывают особые чувства, потому что, думаю, звук домбры обладает способностью пробуждать в каждом казахе его национальный код.
— Планируете ли вы в будущем обучать игре на домбре?
— Опыт преподавания у меня был в студенческие годы, но сейчас, честно говоря, не хватает времени этим заниматься. Возможно, в будущем я обращусь к педагогической деятельности. В своей семье воспитываю детей, приобщая их к музыке. Мой старший ребенок играет на фортепиано, а второй сын ходит на занятия по домбре. Он сам сделал выбор, сказав: «Папа, я хочу играть на домбре, как ты». И я верю, что искусство игры на домбре, дошедшее до нас с древних времен, будет жить долго. Как сказал поэт Кадыр Мырза Али: «Не тот казах, что казах по крови. Настоящий казах тот, кто владеет домброй!». Пока у нас есть домбра, наш народ будет жить вечно.
Фото пресс-службы театра «Астана Опера»