Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
КультураМузыка

Народный день домбры в Казахстане

В июле в стране отмечается Национальный день домбры. Этот удивительный музыкальный инструмент, который пришел из глубины веков, популярен и современен сегодня. В столичном театре «Астана Опера» об этом знают не понаслышке. Мы публикуем интервью с дирижером театра и великолепным домбристом Русланом Баймурзиным. 

— Руслан Талгатович, вы известны и в Казахстане, и за рубежом как дирижер и домбрист. Где и как вы научились играть на домбре, кто познакомил вас с этим инструментом? 

— В любой казахской семье наличие домбры — явление закономерное. Так и у нас благодаря мастерству моего отца в игре на домбре мы с детства слышали волшебные звуки этого инструмента. Мой отец, заметив мое увлечение музыкой и интерес к домбре, научил меня играть на ней. Тогда мне было шесть лет. Затем мне посчастливилось встретить замечательных наставников на моем творческом пути. Когда я поступил в детскую музыкальную школу в Кокшетау, моим учителем был Серик Сарсенбаев, а позже в Республиканской казахской музыкальной школе-интернате для одаренных детей имени Жубанова в Алматы меня обучали профессора Айтжан Токтаган и Гульперизат Ултаракова. Я бы сказал, что все мои достижения в искусстве игры на домбре стали возможны благодаря этим людям. 

— Вы дирижируете многими оперными и балетными постановками, симфоническими программами на сцене «Астана Опера», а также часто выступаете с домброй на концертах. Сложно совмещать эти два направления? 

— Я часто выступаю с домброй на сцене нашего театра, и во время гастролей за границей у меня тоже было много возможностей продемонстрировать свое искусство игры на домбре. В целом на концертах и спектаклях «Астана Опера» часто можно услышать звуки этого инструмента. Это в первую очередь касается национальных спектаклей, представленных в репертуаре театра, таких как «Абай» Ахмета Жубанова и Латифа Хамиди, «Кыз Жибек» Евгения Брусиловского, «Биржан и Сара» Мукана Тулебаева и «Алпамыс» Еркегали Рахмадиева, где артисты исполняют известные произведения с домброй. Конечно, я не могу сказать, что совмещать две профессии легко, так как дирижирование и сольное исполнение — это два разных мира. Когда играешь на домбре, чувствуешь себя, как будто беседуешь только с домброй, а дирижирование — это работа с людьми, руководство. Это совершенно другое дело. Тем не менее обе профессии мне близки. Дирижирование влияет на игру на домбре и наоборот. Мой интерес к дирижированию проснулся, когда я учился в старших классах музыкальной школы в Алматы. Так сложилось, что я поступил в консерваторию на специальность «оперно-симфоническое дирижирование». В студенческие годы пытался совмещать обе профессии, но приходилось уделять больше времени дирижированию, так как это было для меня новым направлением, новым этапом. 

Очевидно, что, если музыкант не будет заниматься на инструменте и часто повторять репертуар, его форма постепенно ухудшится. Хотя сегодня я уже не занимаюсь день и ночь, как в школьные годы. Но, если уделю час-два на упражнения, то быстро возвращаю форму. На данный момент основное образование, полученное в школе, хранится в моей памяти всю жизнь. Ведь в те времена я участвовал во многих конкурсах и приобрел большой опыт. 

— Вы дирижируете как симфоническим оркестром, так и оркестром народных инструментов. Кажется ли вам в таких случаях, что звук домбры выделяется среди других инструментов? 

— Различия между симфоническим оркестром и оркестром народных инструментов очень велики. Их звучание, природа, даже менталитет — разные. Во время работы, когда руководишь этими двумя оркестрами, каждому нужно уделять внимание, соответствующее его особенностям. Но когда я играю соло на домбре с оркестром, замечаю, что звук домбры гармонирует как с симфоническим оркестром, так и с оркестром народных инструментов. По-моему, это особенное качество нашей домбры. Еще одна ее особенность заключается в том, что музыканты — будь то скрипачи или пианисты, услышав ее мягкий звук, всегда испытывают особые чувства, потому что, думаю, звук домбры обладает способностью пробуждать в каждом казахе его национальный код. 

— Планируете ли вы в будущем обучать игре на домбре? 

— Опыт преподавания у меня был в студенческие годы, но сейчас, честно говоря, не хватает времени этим заниматься. Возможно, в будущем я обращусь к педагогической деятельности. В своей семье воспитываю детей, приобщая их к музыке. Мой старший ребенок играет на фортепиано, а второй сын ходит на занятия по домбре. Он сам сделал выбор, сказав: «Папа, я хочу играть на домбре, как ты». И я верю, что искусство игры на домбре, дошедшее до нас с древних времен, будет жить долго. Как сказал поэт Кадыр Мырза Али: «Не тот казах, что казах по крови. Настоящий казах тот, кто владеет домброй!». Пока у нас есть домбра, наш народ будет жить вечно. 

Фото пресс-службы театра «Астана Опера» 

Читайте в свежем номере: