Столичный театр «Астана Опера» — это целый мир, где каждый отвечает за то, чтобы волшебство на сцене состоялось. И прилагают свою руку к этому не только взрослые, но и дети, а их в театре достаточно много. Причем трудятся они в разных подразделениях, которые тоже напоминают свой собственный театр: студия театральных ремесел, балетная студия и хоровая, без которой, к слову, не может функционировать ни один оперный театр в мире. Ее руководитель, хормейстер Алтынганым Ахметова, посвятила нас в тайны создания театральной волшебной атмосферы и рассказала, как музыкальное образование может стать ключом к гармоничному развитию личности.
— Каковы особенности художественного руководства детским хором? Чем они отличаются от работы со взрослыми артистами?
— Дети работают на сцене как взрослые. Требования к ним одинаковые. Они должны выйти к зрителю, и люди должны увидеть артистов. Неважно — взрослых или детей. Так, сценарий работы с детским хором такой же, как со взрослым профессиональным коллективом. Отличается лишь процесс работы, при котором учитываются возрастные рамки и физические особенности самого детского голоса. Нужно понимать, что он более хрупкий, а также можно столкнуться с тем, что детское внимание более «короткое» в отличие от взрослого, и тогда нужно выстраивать работу с учетом этих нюансов.
— Действительно, дети быстро переключаются с одной деятельности на другую. Есть ли определенные методы для их мотивации к активному участию именно в театральном деле?
— Мотивация есть у всех детей. То есть если ребенок не замотивирован на участие в опере, значит, у него есть другой интерес и нужно его развивать. Если мы видим, что ребята не заинтересованы в сцене, ведем переговоры с родителями и поясняем, что их сыну или дочери могут быть более интересны плавание, футбол, рисование или что-то еще. Потому что мы работаем на результат. И он у нас должен быть вне зависимости от того, как быстро дети устали, выспались или нет, плохое или хорошее у них настроение. Если есть желание трудиться, мы вместе идем к общей цели и, конечно, учитываем многие аспекты. В пении, например, в процессе работы одного часа мы делаем больше пауз, чтобы не травмировать детский голос. Пять-десять минут поем, две минуты им что-то рассказываем. Либо просим их найти какую-то информацию, прочитать либретто, и в этот момент голосовые связки не задействованы. Затем обсуждаем с ними прочитанное, поясняем какие-то моменты. Если говорить об общей сценической репетиции с профессиональными артистами, то детям ее выдерживать сложнее. Они начинают баловаться, шуметь, поэтому мы что-нибудь придумываем. Находясь в репетиционном процессе, если мы видим, что можем улучить паузу, пока взрослые артисты поют, то выходим, играем, перекусываем и снова возвращаемся. Детям нужно ненадолго менять вид деятельности.
— Как формируется командный дух в вашей детской хоровой студии?
— Конечно, каждый артист детской студии хочет быть солистом. Я стараюсь объяснять, что солистом быть не так просто. И когда кто-то из них солирует в определенном спектакле, приходит понимание, каких усилий это стоит и что для этого нужно очень много работать. Понимают они и то, что солист не может быть только один. Ему нужен страховщик, ведь в жизни может случиться всякое: и гололед на улице, и вирусы. Это дает им мотивацию беречь свое здоровье. Быть индивидуальностью — хорошо, но театр — это вид синтетического искусства. Даже одна только музыкальная часть складывается из четырех коллективов: это оркестр, хор, детский хор и солисты. Каждый коллектив вначале тоже отдельно репетирует, потом все объединяются для совместной работы. Таким образом, чтобы музыка сложилась, каждое звено должно сработать на отлично. Ну и, конечно, к этому нужно прибавить сценическую и актерскую работу, которая взаимосвязана с технической частью спектакля. И вот это и есть командный дух. К примеру, в опере «Богема» мы объясняем юным артистам, насколько важно перейти с одной части сцены на другую, которая поднимется на пять метров. И это нужно сделать в определенный момент, а не раньше или позже, потому что учитывается техника безопасности. После того как ребята займут свои места, заносятся перила, ставятся ограждения, то есть они не одни в этом сложном процессе, и они это понимают. Именно сам процесс участия в такой масштабной работе формирует командный дух не только внутри нашего маленького коллектива, но и в целом в театре.
Конечно, сложнее влиться в такой процесс новеньким детям. Они еще не совсем понимают, куда попали, но когда выходят к зрителю впервые, «идут» за теми, кто уже знает спектакль. И здесь возникает такой нюанс — старшие присматривают на сцене за младшими. И это тоже одна из их важных задач. Ребята прекрасно знают, что во время спектакля к ним не подойдет руководитель и уже ничего не исправит, что они остались наедине с дирижером и зрителем. И здесь должен сработать тот самый командный дух.
— Ежегодно репертуар театра пополняется новыми спектаклями. В скольких из них уже участвует детский хор?
— В пяти операх, которые проходят на сцене Большого зала, двух операх на сцене Камерного зала имени Байсеитовой, а также у нас есть еще четыре спектакля, в которых дети участвуют как артисты миманса.
— Какие аспекты развития личности ребенка с помощью музыкальной деятельности вы считаете наиболее важными?
— За то время, которое он пробудет в театре, он приобретет очень много навыков. Трудно выделить один как самый главный. Он учится управлять своими голосом, телом. Начинает взаимодействовать с коллективом, развивает командный дух, дисциплину, внимание, взаимовыручку. Ребята всегда помогают друг другу. Также в какой-то степени занимаются изучением языков, потому что мы исполняем оперы на языке оригинала: это и итальянский, и французский, и казахский. Но самое главное, наверное — это привитие правильных общечеловеческих ценностей. Ведь с помощью искусства развивается духовность.
— Можете ли вы оценить успехи детского хора, и есть ли у вас какие-то конкретные критерии успеха?
— Главный стимул для ребенка — выход на сцену. А громкие овации — самый важный подарок для него.
— Какую роль, на ваш взгляд, играет музыкальное образование в формировании личности ребенка?
— Это ключ к гармоничному развитию. Музыкальное образование, как и любой другой вид искусства, формирует правильные духовные ценности. Кроме того, мы прививаем любовь к искусству, воспитываем будущего зрителя, потому что если ребенок дальше не будет заниматься музыкой профессионально, то в театр он будет ходить однозначно. Это уже другие дети, отличающиеся от тех, которые только и делают, что играют в компьютерные игры. У них расширяется эрудиция, они изучают биографии композиторов, учат тексты и развивают зрительную и слуховую память. Музыка очень важна для формирования личности.
— Есть ли ребята, занимающиеся в детской студии с момента ее основания?
— Как детский хоровой коллектив театра мы существуем 10 лет. Назову ярких представителей первых лет обучения. Во-первых, это Дарига Мусаева, которая поступила в Международную оперную академию Astana Opera. Другие наши девочки — первые ласточки студии — уехали на обучение в Италию. Есть девочки, которые окончили режиссуру в Лондоне. Одна из них проработала там два года после завершения обучения. Наш театр очень сильно повлиял на выбор профессии детей. Как минимум десятки человек приняли решение учиться на вокальном отделении в колледжах. Много мальчиков сейчас учится на хоровом отделении. На нашей сцене бывает немало больших совместных концертов с другими коллективами. Каждый из наших бывших учеников, ныне вокалистов, во время таких концертов подходит, здоровается, рассказывает о своих успехах. И это, конечно, приятно.
— Кроме вас кто-то еще работает с детьми?
— Да, целая команда, которая включает режиссера Николая Коршунова, ставящего перед ребятами мизансценические задачи и сохраняющего спектакль с актерской точки зрения, каким он должен быть согласно пожеланиям постановщиков. Функцию оркестра выполняет наш верный концертмейстер Ирина Кургузкина. Ну и, конечно, с детьми работает еще один хормейстер Айгерим Амангельдиева.
— Какое напутствие вы можете дать детям, которые только приходят в хор?
— Нужно понимать, что вы приходите заниматься не в кружок. Это своего рода начало профессии. Как правило, любое напутствие больше касается скорее родителей, а современные родители хотят, чтобы ребенок успевал все. Однако нужно осознавать выдержат ли дети график... Также отдавать себе отчет, куда попали их дети. Они пришли туда, где нужно работать, и от них должна быть отдача. Если она есть, то у ребенка появятся навыки, и только тогда пойдет профессиональный рост. Если нет, то это будет ненужная трата времени и драгоценной творческой энергии. Так что, если вы настроились решительно, то наша детская студия ждет вас, чтобы вместе погружаться и исследовать прекрасный мир высокого искусства.
Фото пресс-службы театра