С 9 по 14 октября ансамбль классической музыки «Камерата Казахстана» провел международный конкурс скрипачей в городе Алматы VIOLINISSIMO. Гран-при завоевал Леонид Баранов из Швейцарии, музыкант ответил на вопросы «НП».
Для участия в конкурсе было подано 29 заявок, на отборочном туре конкурсанты представили видеозаписи программы, которая состояла из сонаты Бетховена и виртуозной пьесы. К участию во втором туре были допущены девять участников из Казахстана, Швейцарии, Турции, Китая, России и Азербайджана. Отличительной особенностью конкурса VIOLINISSIMO стало участие сразу двух оркестров — государственного камерного оркестра «Камерата Казахстана» и Государственного академического симфонического оркестра Республики Казахстан имени Т. Абдрашева. В состав жюри вошли музыканты с мировым именем: Александр Винницкий (Финляндия), Михаил Вайман (Германия), Рута Липинайтите (Литва), Шернияз Мусахан (Швейцария — Казахстан). Председатель жюри — народная артистка Республики Казахстан Гаухар Мурзабекова. По правилам конкурса, участники выступали с симфоническим оркестром, с камерным, а также играли соло. Решением жюри Гран-при получил Леонид Баранов, уроженец Санкт-Петербурга, обучающийся в Швейцарии. Первое место не присуждалось, настолько отличалась блистательная игра Леонида Баранова от уровня других конкурсантов. Второе место заняла Инна Якушева (Россия), а третье поделили россиянин Георгий Ибатулин и казахстанец Нурлыбек Абылай. Последний получил еще и специальный приз в честь 100-летия Айтекеша Толганбаева, первого казахского профессионального скрипача.
Также в рамках конкурса прошли мастер-классы для учеников РССМШИ для одаренных детей имени К. Байсеитовой, РКСМШИ для одаренных детей имени А. Жубанова и студентов Казахской национальной консерватории имени Курмангазы, Алматинского музыкального колледжа имени П.И. Чайковского.
После гала-концерта победителей Леонид Баранов ответил на вопросы «НП».
— Леонид, каковы ваши впечатления от приезда в Казахстан?
— Мне очень понравилось пребывание здесь. Я познакомился с потрясающими людьми, музыкантами. Несомненно, это расширило мой кругозор. Меня поддерживали оркестранты, я вижу, что они получают удовольствие от игры, а это главное, на мой взгляд. Я благодарен дирижеру Павлу Романенко. Буду скучать по Алматы, по вашей кухне (улыбается). Непременно постараюсь вернуться в Казахстан.
— Леонид, на концерте закрытия вы играли Моцарта, это был ваш выбор?
— Мне предложили сыграть концерт Моцарта, 2-ю и 3-ю части, так как я здесь играл его весь в ходе конкурса с замечательным оркестром «Камерата Казахстана». Счастлив играть музыку гениального композитора. В Швейцарии я служу в оперном театре и играю много опер Моцарта. Думаю, что это повлияло на мое восприятие. Вся его музыка — это опера, сцены комедии, трагедии и любви… Я считаю, что музыка — это язык, и каждый, кто играет Брамса, Чайковского, говорит с композитором, читает письмо или послание от этого композитора. Это послание можно расшифровать абсолютно по-разному. Композиторы диктуют нам правила, как играть, этим музыка и уникальна.
— Сложно было поступить на службу в театр в Европе?
— Непросто, нужно было пройти пять туров.
— Расскажите о скрипке, с которой вы к нам приехали.
— Это итальянская скрипка работы Антонио Мариани, она была сделана в 1667 году, то есть до рождения Иоганна Себастьяна Баха. А смычок у меня японский, современный, его содружество с древней скрипкой состоялось, что очень важно.
— Вы лауреат многих конкурсов. Сколько часов в день нужно заниматься, чтобы так виртуозно играть?
— Неважно сколько, важно как. У каждого своя стратегия того, как заниматься. Один умеет быстро играть пассажи, другой силен во фразировке. Каждый скрипач выстраивает стратегию занятий по-своему, и дело не в часах. На мой взгляд, если заниматься долго без перерыва, мозг устает и большая часть информации пропадает. Поэтому занятия должны быть качественными. Например, поиграть час, потом поделать что-то приятное, поиграть в футбол, пообедать, к примеру, потом опять позаниматься и сделать перерыв перед игрой.
— Во сколько лет вас отдали на музыку?
— Я родился в Санкт-Петербурге (в 1994 году. – Прим. автора), мне было четыре с половиной года, когда я захотел играть на виолончели, как мой старший друг. Меня повели в музыкальную школу, но там был педагог только по скрипке. Мне очень понравилось учиться играть на скрипке, даже весело было. Сохранилось домашнее видео, как я маленький прыгаю на кровати, хохочу и играю на скрипке.
— У вас есть кумиры в скрипичном мире?
— Идолов у меня нет.