Режиссер, продюсер Азиз Заиров так и не дождался выхода на экран фильма «Мама, я живая!». Его не стало в сентябре этого года, 3 октября картина вышла в прокат, который продлится две недели.
«Мама, я живая!» — третий завершающий кинопроект в социальной трилогии «Безграничные возможности» казахстанских режиссеров Азизжана Заирова и Мухамеда Мамырбекова. Фильмы они снимали по своему сценарию, авторами была задумана трилогия. Если два предыдущих кинопроекта «Быть или не быть?» и «Девушка и море», собравшие призы международных кинофестивалей, повествовали о жизни молодых людей с ограниченными возможностями, то в этот раз фильм посвящен матерям, имеющим детей с тяжелыми заболеваниями. В его основу легли реальные истории семей, в чьи дома вошла онкология. Героиня фильма Сауле Искакова стала собирательным образом матери, которая отчаянно борется с болезнью дочери. По сценарию Сауле — инспектор по делам несовершеннолетних. У ее дочери Мадины, талантливой девочки, которая учится в художественном колледже, — лейкемия. Выявленное заболевание делит жизнь семьи на «до» и «после». Это жизнеутверждающая история о том, что может поддержать человека в трудные минуты, что дает силы бороться за жизнь и за будущее.
Азизжан Заиров рассказывал, что кастинг проводился масштабный. В поиске претендентов на роли помогли актеры Дмитрий Багрянцев и Ирина Кельблер. Также они работали с актерами как коучи, а еще Дмитрий сыграл оперуполномоченного полиции в эпизоде. Образ Сауле создала известная актриса Султана Шенгелбаева. Пронзительная игра артистки не оставляет зрителя ранодушным. Ее супруга Тулегена сыграл рок-музыкант, лидер группы Motor-Roller Ильяс Аутов. Зрители увидят, что может случиться с брутальным уверенным в себе мужчиной, когда в дом пришла беда. Актрису на роль Мадины искали долго. Помогла кастинг-директор фильма Фархата Шарипова «18 КГЦ», предложив посмотреть девочек из их актерской базы, в которой оказалась Адель Махмутова. В фильме «Мама, я живая» состоялся ее актерский дебют».
Фильм создан при поддержке Государственного центра поддержки Национального кино по заказу Министерства культуры и спорта РК. В списке наград ленты: Гран-при Grand Prix of the Silk Roud countries — кинофестиваль Cannes 7th Art Awards (Канны, Франция), Гран-при — Международный буддийский кинофестиваль (Кызыл, Тыва), приз «Лучший фильм для человечества» — кинофестиваль Rainbow International Film Festival (Лондон, Англия) и Национальная премия «Тулпар» — приз за гуманизм.
Известно, что за день до старта съемок Азиз заболел коронавирусной инфекцией и работал онлайн, обсуждал с командой и своим сорежиссером Мухамедом Мамырбековым все детали по телефону, по видеозвонку просматривал локации и ставил задачи перед актерами, а затем обсуждались отснятые эпизоды. Спустя время он работал на площадке, превозмогая сильную физическую боль, ежедневно получая инъекции и принимая таблетки, лишь бы не откладывать съемки и не подвести команду. Ведь он страдал серьезным хроническим заболеванием, ограничивавшим его физические возможности. Азиз Заиров прожил яркую жизнь. За картину «Зимние бабочки» он получил награду из рук Алена Делона. Вместе с актерами своего фильма «Быть или не быть?» летал на кинофестиваль в США, вел активную работу в фонде «Асау-Ат», развивал творческие таланты подростков, молодежи с ограниченными возможностями. Его знали не только как кинематографиста, но и как художника. Он сделал себя сам, рано оставшись без матери и попав в детдом. Возможно, поэтому в фильме «Мама, я живая!» затрагивается тема детей-сирот. Азизжан Заиров очень ценил свою семью и в соцсетях иногда рассказывал о своей супруге Наталье Баженовой и о дочери. Вместе их можно было встретить не только на кинопремьерах, но и в галереях.
Фото съемочной группы