С 11 по 14 декабря в Алматы проходит XII Международный кинофестиваль студенческих и дебютных фильмов «Бастау». Его организаторами традиционно выступают кинокомпании Tanaris Production и ATeam при поддержке акимата города Алматы.
Торжественное открытие состоялось 11 декабря в киноцентре «Арман». Фильмом открытия стала документальная картина «Пряники для ее отца, моего прадеда, ее деда». Это дебютная полнометражная работа режиссера-постановщика Алины Мустафиной. Мировая премьера ленты состоялась в октябре этого года на Пусанском международном кинофестивале.
В этом году в международной конкурсной программе BASTAU SHORTS представлены короткометражные игровые, документальные и анимационные дебютные фильмы со всего мира. По словам программного директора МКФ Дианы Ашимовой, для участия поступило около 500 заявок. Представлены работы всех казахстанских киношкол. Впервые участвуют Въетнам, Сингапур, Мексика, ОАЭ, Палестина. Все показы конкурса пройдут в университете «Туран». Вход свободный. Вне конкурса в рамках фестиваля пройдет казахстанская премьера полнометражного фильма «Авель» режиссера Елзата Ескендира. Сюжет ленты рассказывает о хаосе, который охватил казахские аулы после распада Советского Союза. Эта поэтическая картина основана на истории маленьких людей, судьбы которых переплетаются с масштабными историческими событиями.
Определять лучшие фильмы будет международное жюри под председательством режиссера, члена Союза кинематографистов России и Союза кинодеятелей Узбекистана Рашида Маликова. В его состав также вошли российский кинооператор Борис Литовченко, режиссер, сценарист и продюсер из Кыргызстана Дальмира Тилепберген, казахстанский кинокритик Ораз Керейбаев и отечественный режиссер Олжас Баялбаев.
«12-й фестиваль — это признак стабильности и востребованности. В этом году «Бастау» проводится достаточно камерно, без больших финансовых вложений и исключительно на энтузиазме друзей и партнеров фестиваля», — признался президент кинофестиваля, режиссер, продюсер Сергей Азимов. — Но, несмотря на это, мы постарались сделать интересную программу, в которой будут участвовать фильмы из 28 стран мира. Это праздник кино, который должен продолжаться каждый год. В рамках фестиваля во второй раз пройдет мастерская Almaty Film Lab для молодых режиссеров с проектами короткометражных игровых и документальных дебютных фильмов. А на закрытии кинофестиваля, которое пройдет 14 декабря в Atrium Grand Hall в AlmaU, будут показаны три короткометражные работы победителей прошлогоднего питчинга Almaty Film Lab. Кроме того, пройдут мастер-классы от ведущих специалистов кино и международный круглый стол.
Председателя жюри Азимов назвал самым большим начальником на фестивале, а Рашид Маликов отшутился, что режиссеры — начальники лишь на время, факиры на час. «Я всей душой люблю Казахстан, потому что мы соседи. С большим уважением отношусь к Диане Ашимовой, благодаря которой я здесь, — отметил он. — Благодарен режиссеру Артему Ганцеву, с которым мы познакомились в 2018 году на МКФ «Евразия», где мой фильм «Стойкость» получил приз за лучшую мужскую роль. Я согласился приехать на «Бастау», так как для меня этот формат безумно интересен, ведь я веду мастерскую в Ташкентском филиале ВГИКа и убеждаюсь, что кинорежиссура молодеет на глазах. Я сам поступил во ВГИК в 80-х после университета. Моим сокурсникам было под 40. А мои студенты, как и ваши, очень юные. Поэтому мне очень интересно посмотреть, что же снимает молодежь во всем мире».
На вопрос «НП» о том, что нового произошло в творческой биографии после приза на МКФ «Евразия-2018», Рашид Маликов ответил:
— У фильма «Стойкость» была успешная фестивальная судьба. Он побывал на 18 кинофестивалях. С того момента я снял первый татарстано-узбекистанский фильм — мелодраму «Сумбуль». Интересный был эксперимент снимать в республике, где фактически нет киноиндустрии, но фильм получился популярным и там, и у нас в Узбекистане. Продюсерами картины были Миляуша Айтуганова и Улугбек Абдуллаев. Потом я снял драму «Неволя», связаную с событиями в Сирии. Теперь эта тема вновь актуальна. Правительство Узбекистана, как и Правительство Казахстана вывезло оттуда своих заблудших соотечественников, которые оказались там с семьями вместе с боевиками ИГИЛ. Из Узбекистана было три рейса. Мы снимали в Турции, Узбекистане, России (Ярославль). А потом я снял фильм «Вата». Это артхаусная история, связанная с Казахстаном, поскольку вторым режиссером был мой талантливейший коллега Артем Ганцев. Благодаря ему мы все сняли в срок и качественно. Надеюсь, вы услышите об этой картине… Я считаю, что в Казахстане киноиндустрия более развита, чем в Узбекистане, поэтому не раз приглашал ваших специалистов на свои картины.
Следите за новостями фестиваля на сайте bastauiff.com и на наших страницах в Instagram и Facebook — bastauiff.
Фото Талгата Галимова