Работа XVII Международного кинофестиваля в самом разгаре. Приближается момент награждения победителей.
Фильмом открытия кинофестиваля стала музыкальная комедия «Нам нужен доктор». В 2019 году она задумывалась как продолжение культовой комедии Шакена Айманова «Наш милый доктор». Тогда «НП» побывало на пресс-конферении с участием актера Юрия Борисовича Померанцева, который от предложенной роли отказался. Журналистов приглашали на съемочную площадку режиссера, сценариста Аскара Бисембина в павильоне «Казахфильма», но потом съемки были приостановлены. С тех пор очень многое изменилось. Режиссером выступил Равиль Трумов. Главные роли в фильме сыграли Карина Кудекова и Шарип Серик. Первым зрителям картина понравилась. С понедельника в двух залах кинотеатра Kinopark 11 в Esentai Mall идут бесплатные показы картин и обсуждение с их создателями, пресс-конференции с конкурсантами, а в КазНАИ имени Жургенова проходят мероприятия деловой площадки кинофорума.
Жюри международного конкурса возглавляет легендарный турецкий кинорежиссер, сценарист, продюсер, обладатель «Золотой пальмовой ветви» Канн и еще четырех каннских призов Нури Бильге Джейлан. В составе жюри — популярная актриса из Узбекистана Рано Шодиева, французский кинокритик Нада Ажари Гиллон, казахстанский режиссер Ерлан Нурмухамбетов и кыргызстанский режиссер, актер Артыкпай Суюндуков.
Конкурс стран Центральной Азии и тюркского мира возглавляет китайский режиссер, продюсер Ли Баохуа. Вместе с ним фильмы оценивают: режиссер, сценарист, кинокритик Абделила Эль Джаухари (Марокко); режиссер, сценарист, продюсер Алексей Тельнов (Россия); продюсер, кинодистрибьютор Борис Шульман (Швеция) и актриса Жанна Куанышева.
В состав жюри NETPAC вошли Нина Кочеляева (Россия), Гульбара Толомушова (Кыргызстан) и Андре Рафаэль Иванов (Франция).
Призовой фонд фестиваля превышает 20 миллионов тенге. «Мы выберем самое лучшее из лучшего», — отметила актриса Рано Шадиева, которая ранее уже работала в жюри в РК. Она снимается в кино с 14 лет. Известна по кинопроектам Узбекистана, Турции, Казахстана. Также она преподает в филиале ВГИКа в Ташкенте.
Артыкпай Суюндуков выразил пожелание, чтобы фестиваль был объективным, не был политизирован, «когда на первый план выходит не поиск киноязыка, а акцент на сюжет, что мы видим во многих кинотеатрах».
Нада Ажари Гиллон возглавляла работу жюри NETPAC «МКФ «Евразия» в 2022 году. Она отметила, что фестивальное кино дает возможность познакомиться с жизнью и культурой народов планеты. Интерес к азиатскому кино для нее лично пробудил Кинофестиваль трех континентов.
Ерлан Нурмухамбетов пожелал успеха фестивалю. Кстати, сам он побеждал на этом кинофоруме в 2011 году с картиной «Перед грозой», которую снимал с японским режиссером Сано Синдзю. Актриса Жанна Куанышева отметила, что была свидетелем всех фестивалей, которые проходили в Алматы, начиная с всесоюзных. В конкурс проходили фильмы с ее участием. По ее словам, фестивальные ленты демонстрируют, как меняются кинематограф, игра актеров, но за эти годы изменился и мир в целом.
Самый именитый гость
Режиссер Нури Бильге Джейлан не раз возглавлял жюри кинофестивалей в разных странах. В Казахстан он приехал впервые. На церемонии открытия XVII МКФ «Евразия» он отметил, что высоко ценит работы казахстанского кинофежиссера Дарежана Омирбаева. На пресс-конференции с членами жюри сказал, что фестивали очень важны в жизни любого города. «Если бы не Стамбульский кинофестиваль, я бы, наверное, не начал свою деятельность, — признался Нури Бильге Джейлан. — В традиционном кинематографе все темы однотипные. Чтобы погрузиться в более глубокие смыслы кинематографа, достучаться до тонких ноток души, нужно создать новые смыслы. Каждому из вас любой фильм данного фестиваля сможет открыть мир с другой стороны, и вы посмотрите на него новыми глазами». По его мнению, для развития кинематографа важно появление новых имен, авторов, умеющих отходить от клише и стандартов.
Режиссер отметил, что в начале творческого пути его фильмы были достаточно автобиографичными, но с ростом профессионализма он стал снимать о том, чем живет народ, о том, что наиболее критично в определенный момент. В первых работах не было уверенности в себе, поэтому он делал то, что точно знает, а с участием в кинофестивалях повысились уверенность в себе и самооценка. На вопрос о съемках картины «Однажды в Анатолии» он ответил, что один из сценаристов жил в этой местности и хорошо знал все события. Часть съемок проходила ночью, и было затрачено много электроэнергии, чтобы осветить всю местность, холмы. Интересный факт: в ранних работах он снимал родственников, а над сценариями работает со своей супругой.
В рамках фестиваля прошли творческая встреча с режиссером Нури Бильге Джейланом и показ его драмы «Отчуждение», удостоенной в 2003 году Гран-при 56-го Каннского кинофестиваля. Актеры Музаффер Оздемир и Эмин Топрак получили приз за лучшую мужскую роль. К сожалению, Эмин Топрак погиб в ДТП 2 декабря 2002 года. В этом фильме режиссер демонстрирует свою симпатию к Андрею Тарковскому.
«Для меня гордость и честь увидеть полный зал на картине, которая вышла в прокат более 20 лет назад, — сказал режиссер. — Хочу сказать, что не только Андрей Тарковский, но и вся русская литература имеет значение для Турции и турецкого кинематографа. Признаюсь, что с первого для меня сеанса фильма Тарковского я ушел с середины показа. Было какое-то отчуждение. Не понравилось. Но самые прочные связи, духовное единение зарождаются непросто. Повторю, картине более 20 лет. Тогда мое кино было автобиографичным. Я снимал с отсылкой на себя. Но в то время влияние этого режиссера на турецкий кинематограф было мощным. В этом фильме я использовал много того, что взял из его фильмов». Картину, принесшую ему высокую награду, он снимал со скромным бюджетом по своему сценарию. Сам был оператором. В технической группе было всего пять человек, а на съемках он использовал свою квартиру.
В финале обсуждения гость сказал, что в творчестве ощущает себя странником, так как находится в постоянном поиске. Собирается работать «до последнего вздоха». Кинозал он покинул в компании режиссера Дарежана Омирбаева, встрече с которым был очень рад.
Фото МКФ «Евразия»