В Астане открылась выставка под названием «Поп-арт: Уорхол, Лихтенштейн и другие». Впервые в Казахстан приехало 80 оригинальных художественных произведений легенд поп-арта.
В столичной галерее искусств Has Sanat мультимедийный музей Lumiere-Hall открыл новый вернисаж. Уникальная выставка, где классика поп-арта представлена вместе с современными авторами из частных коллекций Европы и США, охватывает творчество 20 мастеров.
Во-первых, это классический поп-арт — произведения Энди Уорхола, Роя Лихтенштейна, Кита Харинга и других мастеров «золотой эры».
Во-вторых, работы современных последователей — Префаб 77, Бэнкси и Ричарда Райана, которые переосмысливают идеи поп-арта через уличное искусство и цифровые технологии.
И, наконец, в-третьих, казахстанская интерпретация, отраженная в произведениях Мими Ильницкой, объединяющих локальные символы с эстетикой поп-арта.
— Мы очень рады, что смогли это сделать. Мы стояли в очереди на то, чтобы привезти сюда эти работы, шесть месяцев! Дело в том, что эта коллекция часто путешествует по музеям в разных городах и странах. И вот сейчас эти произведения будут в Астане вплоть до 8 марта. Коллекцию собирали больше пяти лет по разным галереям Европы и США. Самой главной ее жемчужиной является Энди Уорхол. У нас представлены его банки «Кэмпбэл», которые точно кто-то видел, и его же известнейшая работа «Мэрилин Монро», очень яркая и узнаваемая, — поделилась представитель мультимедийного музея Lumiere Hall Полина Егармин.
Кстати, пожалуй, «Мэрилин Монро» действительно является одной из самых знаковых работ Уорхола. Она была представлена на его первой выставке в Нью-Йорке в 1962 году, сама работа состоит из двух холстов, на каждом из которых изображены 25 Мэрилин, напечатанных в виде сетки.
Неслучайно признанный основатель поп-арта Энди Уорхол считается одним из самых ярких и противоречивых явлений ХХ века. Тем более что жизнь самого художника, несмотря на грусть его живописных работ (их число превысило 350 полотен), стала в какой-то мере олицетворением американской мечты в сфере искусства.
При этом одним из основных занятий Уорхола была, по его собственному выражению, «регистрация и каталогизация жизни вокруг». Он собирал ощущения, результатом чего стали изданные «Дневник» и «Философия Энди Уорхола». Вторая книга раскрывает внутреннее видение мастера, который считал, что не идет впереди планеты всей, а стоит сбоку. Он полагал себя отставшим, опоздавшим, сошедшим с «поезда современности», а потому не создавал «второй реальности», а расчищал пространство вокруг первой, а потом резервировал ее и укрупнял. Отсюда бесконечный жанр портрета в эпоху перепроизводства, когда единицу можно было заметить в толпе только в том случае, если она была увеличена в 10 раз.
Возможно, поэтому влияние Уорхола на художественную сцену 1960-х годов было более чем глубоким. Ведь он бросал вызов общепринятым границам между изящным искусством и массовой культурой, возведя обычные предметы в сферу высокого искусства. И его отличительный стиль повторения, яркие цвета и трафаретная печать стали синонимами движения поп-арт в середине прошлого столетия.
Любопытно, как Уорхол рассказывал о процессе создания своих работ в «Дневнике»: «Я смотрю на холст и думаю: ну, вот здесь, в этом углу, эта краска выглядит вроде как на своем месте. Потом я смотрю снова и говорю себе, что вот здесь, в этом углу, нужно немного синего, и я кладу там синюю краску. А затем беру зеленую краску и добавляю зеленый цвет. Отхожу назад и смотрю, все ли правильно. И если неправильно, я беру краски, делаю еще несколько мазков зеленым в нужном месте, и, наконец, если нет сомнений, я оставляю все как есть».
Нужно сказать, что именно благодаря творчеству Уорхола в плакате и рекламе стали использоваться особым образом обработанные фотоиллюстрации, яркие психоделические цвета и многократно повторенные изображения.
Своими мыслями через произведения поделилась на вернисаже со зрителями казахстанский иллюстратор Мими Ильницкая. Ее настоящее имя Мария, а ее поклонники величают художницу волшебницей, которая умело соединила в своих работах Восток и Запад, прошлое и настоящее, традиции и современность. Зрители утверждают, что работы Мими завораживают, восхищают и вызывают массу эмоций. Сама себя она называет креатором, который постоянно экспериментирует с техниками, материалами, цветом, идеями и подачей работ. По твердому убеждению Мими, современный художник не должен ограничивать себя в самовыражении. Что, собственно, и доказывают ее работы.
Фото предоставлены пиар-службой Lumiere-Hall