Художник-символист Микалоюс Чюрленис никогда не подписывал свои произведения. Сохранились только две работы с его подписью — это картины «Соната № 4 (Летние сонаты). Аллегро» и «Соната № 5 (Морская соната). Финал». Но даже в этих случаях инициалы Чюрлениса найти нелегко.
Такие загадки пришлось разгадывать посетителям Национального музея РК, которые оказались на вернисаже литовского художника и композитора Микалоюса Чюрлениса. В экспозиции под названием «Путешествие в мир Чюрлениса: гармония цвета и звука» было выставлено 20 изысканных репродукций редчайшего мастера прошлого века, которые впервые демонстрировались в Астане благодаря совместной инициативе Посольства Литвы в РК, музея Чюрлениса в Каунасе, Нацмузея РК и лично посла Литвы в Астане Эгидиюса Навикаса.
— В 2025 году мы празднуем 150-летие этого художника и композитора. В Литве и разных странах мира в честь такого события проводятся различные мероприятия — выставки, концерты. Мы попросили сотрудников музея Чюрлениса в Каунасе отобрать нам 20 работ, чтобы это событие коснулось и Казахстана. Кстати, выставка после Астаны поедет в Алматы, где будет представлена алматинским ценителям искусства, — сообщил журналисту «НП» Чрезвычайный и Полномочный Посол Литвы в РК.
Между тем Чюрленис, считающийся золотым достоянием литовского культурного наследия, давно стал символом национального возрождения и духовного богатства. Его обширное творческое наследие, созданное за короткую жизнь, свидетельствует о неоценимом вкладе в искусство. Мастер был не только одним из первых профессиональных художников Литвы, но и выдающимся деятелем, оказавшим значительное влияние на формирование национальной идентичности. Его произведения до сих пор вдохновляют современные поколения, отражая связь литовского народа с природой, мифологией, космосом. Современники утверждали, что он интуитивно предвидел приход новой космической эры. А еще он понимал, что изменится взгляд человека не только на его собственную, но и на чужие планеты в бесконечных просторах Вселенной. Близкие друзья Чюрлениса считали, что «нет другого художника, который бы так реально, так осязаемо чувствовал романтику космоса».

Литовский символист также был очарован шифрами и кодами, поэтому неудивительно, что его работы полны символов, которые сначала можно даже не заметить. Однако известно, что создание зашифрованных алфавитов и кодов было занятием, которым он увлекался вместе со своими братьями. Существует даже алфавит Чюрлениса. А еще этот загадочный человек любил использовать знаки зодиака в качестве названий месяцев, тем более что, живя на рубеже XIX и XX веков, Чюрленис был свидетелем не только смены стилей в живописи, таких как символизм, импрессионизм, первые попытки абстракционизма, но и многочисленных изобретений — фотоаппарат, кинематограф, самолет. Потому, учитывая возможность столь быстрого изменения мира, он стал с удивлением и интересом относиться ко всему, что его окружало, исследуя религии, мифы, нумизматику, астрологию, астрономию, эстетику, историю, читая самые свежие выпуски журналов, которые попадали ему в руки.
Некоторые арт-критики даже утверждают, что использование Чюрленисом изящных линий и синтезированных форм для улавливания сути позволяет некоторым его работам находиться между тонкой гранью символизма (показа духовной реальности) и абстракционизма (обнажения до сути, создания нового языка искусства). Да, он развлекался абстракцией, но никогда полностью не принимал ее, возвращаясь к синтезу опыта и символов.

Чюрленис привлекает внимание к своему творчеству и из-за собственных музыкальных картин. Так, используя свое музыкальное образование, он разработал систему сонат, к которой подбирал соответствующие музыкальные формы для создания циклов картин. Это привело к тому, что последние его работы со временем становились все более живописно размытыми.
Наконец, тема сказки является общей для многих картин Микалоюса Чюрлениса. Одна из них воплощена в самой известной из упомянутого цикла — это «Сказка королей». Она, подобно всем сказкам, представляющим нечто большее, чем просто истории, требует многократного пересматривания и переосмысления, потому как между мазками кисти в переплетении линий и красок точно скрывается нечто сокровенное и загадочное, пришедшее из иных миров.
Остается добавить, что Микалоюс Чюрленис оставил после себя около 300 живописных и графических произведений, параллельно создав более 200 музыкальных сочинений, среди которых — симфонические поэмы, пьесы для фортепиано и хоровые произведения.
Фото автора