Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
КультураИскусство

Живопись степи: символы, краски, образы

Национальному Музею РК — 10 лет

Эволюционная потребность человека в самосознании и самопознании привела к возникновению таких социальных институтов, как музеи, которые фактически представляют собой память, запечатленную в экспозиционных экспонатах. 

«Музей — машина времени, которая уносит посетителей сквозь вуаль вечности в самые светлые места материальной и духовной культуры человечества». Такое емкое и поэтическое определение дал музею Eugene Ryabyi. Национальный музей Казахстана создан в рамках реализации государственной программы «Культурное наследие» в 2013 году, сегодня он празднует свой десятый день рождения. 

В стенах музея состоялся юбилейный вернисаж, на котором, по мнению искусствоведов, были представлены самые яркие образы казахского национального изобразительного искусства. Живописные полотна и гобелены были дополнены произведениями традиционного ювелирного искусства, ткачества, национальных ремесел, музыкальных инструментов. 

Многие произведения на этой выставке экспонируются впервые в истории самого музея. Некоторые из них прошли сложное реставрационное восстановление, прежде чем предстать перед зрителем. 

— Сегодняшняя выставка является нашим первым кураторским проектом с участием независимых экспертов в рамках десятилетнего юбилея Национального музея. Наша цель была в том, чтобы познакомить посетителей с историей развития казахской живописи, а также показать ее место в мировом искусстве, — сообщил и. о. директора Национального музея РК Айбек Сыдыков. 

На вернисаже были представлены самые интересные легендарные произведения выдающихся и признанных мастеров Казахстана, а также современные работы молодых и талантливых авторов. Всего экспозиция собрала около 200 работ 165 авторов. Среди них Абылхан Кастеев и Аубакир Исмаилов, Урал Тансыкбаев и Салихитдин Айтбаев, Уке Ажиев и Айша Галимбаева, Гульфайрус Исмаилова и Камиль Муллашев. А также множество других не менее известных художников, в том числе современных. 

культура 1 (1).jpeg

— Концепция выставки предполагает тематическое зонирование пространства — «Исторические сюжеты в казахской живописи», «Образы природы — богатство и разнообразие пейзажных мотивов», «Женщины-художницы в искусстве Казахстана», «Современное искусство — новые имена». Кроме того, в этом вернисаже участвует и документальный фильм известного режиссера Бахыта Каирбекова «Путь воды», в котором в течение семи минут показываются образы природных красот Казахстана, сопровождающиеся музыкой кобыза, домбры и стихами самого режиссера. Несомненно, этот юбилей — крупное событие в культурной жизни страны, которое показывает историю развития казахской национальной живописной школы как явления уникального, яркого и самобытного, — поделилась куратор выставки искусствовед Ольга Батурина, специально приехавшая по такому торжественному случаю из Алматы. 

Она добавила, что вернисаж выстроен таким образом, чтобы разделить пространство между корифеями и современными мастерами из всех регионов республики. 

— Экспозиция получилась очень теплой, яркой, нарядной и праздничной. Мы постарались, чтобы ее атмосфера послужила источником вдохновения, явилась посылом весны. Все выставленные работы — из коллекции музея, а подготовка к вернисажу началась еще полгода назад. Очень гордимся тем, что получилось. К слову, первый раздел «Дух предков», в котором выставлены войлок, гобелены, национальные музыкальные инструменты и тому подобное, задает ритм всей остальной экспозиции, звучащей, словно музыка степи. Всего таких разделов семь, — рассказала искусствовед журналисту «НП». 

культура 1 (2).jpeg

Остальные разделы, кстати, получились не менее говорящими и интересными. Древняя посуда и женские серебряные украшения, цветочные натюрморты как символы наступившего Наурыза и сюжеты о детских годах авторов кисти. 

И тут же, в разделе «Мастера и шедевры», — Камиль Муллашев и его вечная «Казахстанская мадонна», прелестные работы «После дождя» и «Музей строится». Последняя работа послужила практически камертоном вернисажа, став спустя 10 лет примером исторической летописи — Национальный музей РК в столице был основан 2 июля 2014 года. 

Раздел, названный «Поэзия гор и степей», венчает изумительная живопись казахстанского классика Жанатая Шарденова. Крупные широкие мазки мастихином или не менее широкой кистью просто лепят пространство его работ, напоенное светом, воздухом и природными эманациями. То же самое можно сказать и о картинах Аубакира Исмаилова, например, «Ерейментауские дали». 

И, если живопись мэтров, таких как Николай Хлудов, Абылхан Кастеев, — это, скорее, живопись более камерная, несмотря на ее природную составляющую, то завершают экспозицию панорамные картины столичной художницы Елены Ралиной, а еще — мастера кисти Рафаэля Слекенова. 

И да, женщинам-художницам Казахстана посвящен, как уже упоминалось, отдельный раздел. В нем выставляются произведения Гульфайруз Исмаиловой и Айши Галимбаевой. 

Остается добавить, что выставка будет ждать своих почитателей до 31 июля. 

Читайте в свежем номере: