Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Жауме Пленса: от Алматы до Парижа
КультураИскусство

Жауме Пленса: от Алматы до Парижа

Его выставка «5 rêves, 5 désirs» проходит в Galerie Lelong

Создатель скульптуры, предваряющей вход в новый Almaty Museum of Arts, испанский скульптор Жауме Пленса (Jaume Plensa) представил свою персональную выставку «5 rêves, 5 désirs» в парижской Galerie Lelong. Именно он создал 12-метровую скульптуру «Надэс» — голову девушки с заплетенными косами и закрытыми глазами, символизирующую чистоту, добро и внутреннюю тишину, которая была открыта перед зданием нового музея Алматы 3 июля 2025 года.

В Париже Пленса показал серию работ, продолжающих ту же философию созерцательности и поиска внутреннего мира.

«Жауме Пленса — один из самых заметных скульпторов современности, чьи работы можно встретить от Франции и Испании до США и Казахстана, — комментирует французская журналистка Claude Lisbona. — На протяжении месяца он занял пространства парижской Galerie Lelong. В первом зале как будто летят пять голов с закрытыми глазами и руками. Кажется, что они спят и находятся далеко от шума и насилия внешнего мира. Эти лица — настоящий лейтмотив творчества художника. Мы видим их и в стекле Мурано, и в его графике. Далее головы и руки предстают в литом железе с окисленной поверхностью и в бронзе, окрашенной в белый цвет. Каждая из этих работ излучает покой, а жест скрещенных на груди рук будто шепчет: «Любите больше, любите лучше».

Пленса (1).jpeg

Пленса родился в 1955 году в Барселоне, обучался в Школе изящных искусств Сант-Жорди и в Школе искусства и дизайна Лота Шолля. Свою первую персональную выставку представил в 1980-м в родном городе, после чего жил и творил в Брюсселе, Париже, Берлине, Лондоне и США. Жауме Пленса преподавал в Высшей национальной школе изящных искусств в Париже и сотрудничал со школой Института искусств.

Особое место в творчестве Пленсы занимает работа с городским пространством. Он считает, что именно публичные места позволяют искусству говорить напрямую с людьми. Скульптуры на улицах и площадях, по его словам, не принадлежат частным коллекциям, а становятся частью жизни города и его жителей. Автор любит наблюдать, как горожане, и особенно дети, взаимодействуют с его произведениями, превращая их в неотъемлемый элемент повседневности.

Ярким примером такой философии стала «Надэс», созданная специально для Алматы. Скульптура выполнена из полиэфирной смолы, стекловолокна и нержавеющей стали. По словам автора, такие произведения являются «портретами души» и символизируют сосредоточенность, внутренний мир и тишину. «Надэс» стала первым экспонатом нового музея, воплощая его миссию — быть местом созерцания и диалога между искусством и зрителем.

Пленса создает свои работы с помощью цифрового 3D-моделирования, многократно перерабатывая форму и пропорции, прежде чем приступить к созданию полноразмерной скульптуры. Он соединяет традиционные материалы с инновационными технологиями, а также дополняет скульптуры светом, водой, музыкой, создавая многослойные художественные образы.

Пленса (4).jpeg

Художник известен своими произведениями, выполненными из соединенных букв, которые, по его замыслу, «дают голос» скульптуре. Пленса часто упоминает, что его вдохновляет литература: Шекспир, Гете, Блейк и другие классики.

Среди самых известных его проектов 20-метровая скульптура «Сон» в английском Мерсисайде; композиция «Сердце деревьев», посвященная музыке; гигантская «Нимфа Эхо»; «Дыхание» на крыше BBC в Лондоне и «Хлоя» у входа в музей Вирджинии. Почти все его работы изображают женские головы с закрытыми глазами. Это символ внутреннего мира, созерцания и концентрации на духовном, а не внешнем.

«Мы рождаемся, живем, умираем и исчезаем. Мы анонимны, но уникальны. Когда человек уходит, он оставляет огромную пустоту», — говорит Пленса. Его городские скульптуры как будто и созданы для того, чтобы эту пустоту заполнить и напомнить о красоте, которую стоит видеть вокруг.

Пленса (5).jpeg

Galerie Lelong & Co — одна из самых авторитетных галерей современного искусства в Париже, где выставлялись работы Жакометти, Миро, Капура и других великих мастеров. Экспозиция Пленсы в этих залах еще раз подтверждает его статус одного из самых значимых художников современности, чьи работы объединяют культурные коды Востока и Запада.

«5 rêves, 5 désirs» не просто экспозиция, а эмоциональное путешествие в пространство, где исчезает шум внешнего мира. Пленса продолжает создавать произведения, которые говорят на языке души, объединяя зрителей по всему миру — от Алматы, где стоит его «Надэс», до Парижа, где эти «сны и желания» находят свое воплощение.

Фото Claude Lisbona

Читайте в свежем номере: