В алматинском арт-пространстве Aspan Gallery проходит персональная выставка художницы Гульнур Мукажановой. Мастерица по войлоку, она создает творения, в которых сосуществуют элементы современного искусства и культурных традиций родного региона. В экспозицию вошло покорившее Гонконг 16-метровое войлочное полотно, а также не менее масштабное продолжение, подготовленное специально для галереи.
Гульнур Мукажанова родилась в 1984 году в Семипалатинске, в настоящее время проживает и работает в Берлине.
Самобытная художница, она вот уже много лет не изменяет войлоку, который становится основным материалом ее творений. Цветная шерсть и шелк в ее руках превращаются в масштабные абстрактные произведения, полные цвета, текстуры, движения и ощущения пространства. Волокна, имитируя живописные мазки, придают уникальной технике автора безошибочную экспрессивность.
Мукажанова стремится делать акцент на перформативном процессе создания своих полотен, и таким образом процедура войлоковаляния оказывается столь же значимой, как и конечный результат.
Творчество художницы цепляет взгляд сочной палитрой и выразительными цветовыми переходами, но стоит обратить внимание и на глубинный элемент протеста в ее работах. Она активно выражает свое несогласие с устоявшимися традициями, предлагая новую перспективу. Долгий процесс войлоковаляния, изнурительная работа оказываются для Гульнур Мукажановой настоящим ритуалом освобождения и очищения. Так автор осмысляет исторические травмы народа, создавая произведения, которые резонируют как с ее внутренним миром, так и с культурным контекстом.
Среди недавних ее выставок можно выделить проект Eluding Capture в Mass MOCA, что в Массачусетсе, США, прошедший ранее в этом году. Экспозиция привлекла внимание к уникальному стилю и концептуальному подходу художницы. В 2023-м работы Мукажановой были представлены на Clouds, Power and Ornament: Roving Central Asia в Центре художественных и текстильных традиций в Гонконге. В ее рамках автор поделилась со зрителями своими исследованиями визуальной культуры Центральной Азии.
Другие значимые выставки включают Racing the Galaxy в Астане в 2019-м, а также Bread & Roses в берлинском Momentum в 2018-м. В том же году работы Гульнур Мукажановой предстали на Post Nomadic Mind в Wapping Project в Лондоне, подтвердив ее статус как одного из ведущих современных художников.
Кроме того, она принимала участие в 4-й Международной биеннале молодого искусства в Москве в 2014-м, а также представляла Центральную Азию на 52-й Венецианской биеннале в 2007-м.
А вот выставка «Үміт шуағы», встретившая первых зрителей в прошлый четверг, 25 июля, — вторая персональная экспозиция художницы в стенах Aspan Gallery. В 2021-м нам там же посчастливилось застать ее проект «Пространство тишины», вдохновленный традиционными казахскими настенными коврами и вышивками түскиіз.
«Үміт шуағы» (что с казахского — «луч надежды») представляет самое большое на данный момент произведение, созданное Гульнур Мукажановой. Это монументальное войлочное полотно, которое она смастерила специально для выставки в арт-пространстве Mill6CHAT в Гонконге в 2023-м. Произведение имеет длину 16 метров и впервые демонстрируется в Казахстане.
Для нынешней экспозиции в Aspan Gallery художница разработала продолжение произведения, и теперь новая инсталляция охватывает галерейное пространство по периметру, длина — более 41 метра. Этаработа под черкивает мастерство художницы в создании пространственных объектов.
Стартует инсталляция со стены напротив входа в галерею. Туда, по крайней мере, интуитивно тянется взгляд. Черные вязкие штрихи сплетаются с яркими и контрастными, напоминая тревожную статику на экране телевизора. Следующий холст — и в полотно вторгается все больше цвета. Обгоняя друг друга, элементы этой диковинной войлочной мозаики сбиваются в гладкие насыщенные волны. Практически нетронутые островки чистейшего цвета рождаются в углах. Ближе к кульминации в этом завораживающем потоке стачиваются все острые и контрастные переходы. Войлочные «мазки» становятся похожи на акварельные пятна, нежно сливающиеся друг с другом. Палитра достигает апогея выразительности: небесно-бирюзовый, травяной зеленый, карминный вместо пламени и, наконец, щедрый апельсиновый, золото и радость, первый луч нового дня, поцелуй надежды.
Сама же художница так отзывается о своей новой экспозиции: «Выставка «Үміт шуағы» — это про критический взгляд на состоявшийся современный Казахстан. Эта выставка не отдельный проект, а часть моего опыта в поисках смысла. Через свои работы я говорю о надежде, которую, несмотря ни на что, все-такине хочется терять».
Гульнур Мукажанова через свои текстильные пространственные произведения часто создает настоящую среду, противопоставляя кропотливую детализированную ручную работу колоссальным масштабам своих инсталляций. Эти полотна обволакивают и с головой погружают зрителя в новое измерение, одаривая незабываемым визуальным и эмоциональным впечатлением.