Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Яркий гвоздь в серой стене бытия
КультураИскусство

Яркий гвоздь в серой стене бытия

Персональная выставка Владимира Гвоздева в Алматы

Завершила работу персональная выставка казахстанского художника Владимира Гвоздева «Гвоздев+ Шеге» в Almaty Gallery («гвоздь» по-казахски — «шеге»). Популярнейший живописец оказался в нашем городе спустя десять лет после предыдущего его посещения. Как утверждает директор Almaty Gallery искусствовед Наргиз Алиб: «Работы Владимира Гвоздева повсюду и сразу распознают, ведь никто больше не создает подобных ковров, «сотканных маслом и кистью», пропитанных казахской национальной самобытностью. Здесь воспроизведены уникальные обычаи и традиции народа, неповторимая природа — горы и степи — богатое духовно-культурное наследие наших предков-номадов». К тому же художник, как никто другой, умеет добиваться наибольшей яркости красок на своих полотнах.

Владимир Гвоздев-Шеге

Родом из Свердловской области, Владимир Гвоздев более 50 лет (из 64) жил в Казахстане, в Алма-Ате — Алматы. Учился на художественном факультете Казахской национальной академии искусств имени Темирбека Жургенова, получил специальность «дизайн интерьера». 

Десять лет назад перебрался в Москву, но продолжает считать себя казахстанским художником, так как именно здесь он сформировал собственный стиль «этносимволизм». Обзавелся собственным изобразительным языком «благодаря казахскому народному творчеству, национальным обычаям и традициям». Также изобразительный способ Владимира Гвоздева называют «ткачеством маслом по холсту». Художник тщательно изучал орнаменты ковроткачества, элементы петроглифов.

В своих уникальных произведениях он щедро использует образную систему символов, принадлежащих номадам, где в облике змеи заключена мудрость, орлу предназначена роль свободы, а дерево символизирует жизнь. Владимир Гвоздев исследовал, что в этих знаках сокрыта информация, передаваемая древними тюрками друг другу на протяжении веков: «Таким образом я использовал казахскую знаковую систему в моих картинах, отдал предпочтение этому своеобразному письму, взяв его за основу». Так Владимир Шеге стал известен как автор «сотканных маслом» традиционных казахских ковров, корпешек, подушек. Работает он главным образом не кистями, а с помощью мастихина: «Краску кладу так густо, чтобы такой слой придавал бархатистость картине, создавал «толщину» ковровой поверхности. Ее можно увидеть и воспринимать «на ощупь». 

Об «эффекте ковра» в работах Владимира Шеге говорит директор Almaty Gallery 

искусствовед Наргиз Алиб: «Художник с помощью наложенных мастихином мазков создает объемные полотна. Работы становятся столь яркими и сочными, что их можно принять за цветной пластилин. Подобное густое накладывание краски воссоздает своеобразную многоцветную пасту. Поэтому подобный жанр называется «пастозной живописью». К тому же в арсенале Владимира Шеге бронзовая паста наряду с полудрагоценными камнями и сусальным золотом. И это многообразие техник очень ценят люди. В каком бы регионе ни демонстрировались работы Гвоздева, каждый зритель открывает для себя нечто особенное». 

Полотна казахстанца выставлены в музеях, а также частных собраниях многих городов планеты — европейских, американских, российских. В нашей стране они находятся в главном выставочном зале РК — в Государственном музее имени А. Кастеева. Художник Владимир Шеге, мастер, раскрашивающий наш мир яркими красками, продолжает повсеместно «вбивать» разноцветные гвоздики-полотна в залах музеев и галерей. Ставит свои восклицательные знаки жизнерадостности, оптимизма, восхищения красотой жизни. 

Мария (Богородица) в представлении Владимира Шеге 

Одна из работ Владимира Шеге повторяет традицию иконы. «Эта картина для меня очень ценна. Живя в Москве, насмотревшись на иконы, я тоже захотел сделать что-то подобное. Канонов иконописи не знаю, в этом жанре все строго. Но все равно я оттолкнулся от русской православной иконы Богоматери. Мать на картине — это моя жена, а младенец в ее руках — это я с божьей коровкой на голове», — говорит он. Почему художник решил изобразить себя в виде младенца в руках Марии? «Потому что моя жена относится ко мне как к ребенку. Конечно, я взрослый человек, но моя супруга заботится обо мне именно как о сыне», — продолжает он. 

Владимир Гвоздев в нынешний приезд решил задержаться в Алматы. У него в планах — написать большеформатные работы. На выставку собирался привезти большие по размеру картины из Москвы, но их не пропустили на таможне. Тогда и пришло решение — создать крупные работы в южной столице. «Осенью или зимой сделаю еще одну выставку, но где именно, пока не знаю», — сказал художник. 

Что думает Владимир о нынешнем времени, которое называют эпохой «постправды», так как в информационном пространстве появляется много фэйков? Он черпает оптимизм, находит опору не в событиях, а в том, что происходит межу ними: «Жизнь идет. И важно не только то, что происходит в глобальном мире, но и то, что нам преподносит пресса. Конечно, нужно оставаться в информационном поле, чтобы понимать, куда мы идем. Жизнь мудрее потока информации. Поменьше нагружайте себя информационной грязью». 

Шеге берет для своих картин избранные эпизоды из Библии — Книги Книг. «Я крещеный. И, хотя в церковь хожу символически, но верю в Бога. Если мне нужно пообщаться с Всевышним, то делаю это в православной церкви, мечети или синагоге. Все это дома Бога». 

В Алма-Ате — Алматы Владимиру Гвоздеву-Шеге необходимо бывать. «Это моя родина. Я здесь впитываю нечто, подпитываюсь. Если Россия — историческая Родина, то Алматы, Казахстан — моя родная Родина, говорю это со всей искренностью. Ментально я восточный человек. Смотрю на русских в России, в Москве. Они совершенно другие, чем русские, живущие в Казахстане. Мы — восточные люди по всем параметрам», — говорит он. По мнению Владимира Шеге, в набор восточной ментальности входят 

такие вещи, как отношение друг к другу. «В Москве не принято здороваться, даже если вы соседи. А у нас если вы хотя бы просто встретились взглядами на улице, то поприветствуете незнакомца или по крайней мере кивнете. И, конечно, кухня, гастрономия входит в определение восточной ментальности». 

Молодым, по мнению художника, непросто жить в этом мире: «Молодежи в наши дни сложнее приходится, так как предлагается множество вариантов, как именно жить. И молодые люди не знают, как им быть. Есть между вами любовь? Любите друг друга. Если есть уважение, уважайте! Не надо искать червоточины в другом. Если вы относитесь к человеку положительно, ищите только плюсы друг в друге, и вы, соответственно, зеркально получите то же самое в свой адрес. Цените отношения». 

Мы живем в огромном информационном поле, в котором можно утонуть не только молодым, но и зрелым людям. Как сориентироваться в этом мире? Владимир Гвоздев считает, что информация, значительная часть которой фэйковая, искажает реальность, бытие. «Какая разница, в каком веке ты живешь, в 13-м или 21-м? Дизайн предметов иной, техника более продвинутая, а человек внутри остался тем же, каким и был всегда. И, чтобы человеческая основа не стиралась, надо самое элементарное — знать и соблюдать библейские заповеди. Достаточно даже одной из них — «уважайте и любите друг друга». И эти базовые вещи всегда во все времена будут одинаковы и ценны». 

Этими яркими красками и образами Владимир Шеге поддерживает себя, а получается, что и всех тоже. «Гиацинты», «Львиная свадьба», «Танец с яблоками», «Алтынай», «Кони. Семья», «Дождь», «Сбор урожая», «Перед Рождеством», «Кормление». В этом мире, созданном художником, хочется жить, пребывать. 

Читайте в свежем номере: