Государственный музей искусств имени Абылхана Кастеева проводит персональную экспозицию казахстанской художницы, члена СХ РК, магистра живописи Индиры Бадамбаевой «Вечная весна». В нее вошли живописные произведения, созданные в разные периоды ее творчества: пейзажи, аллегорические полотна, портреты. Эта выставка, исполненная благоухания, солнца и нежности, — внутренний сад, безвременная пора цветения сердца, в которой хочется растворяться снова и снова.

Индира Бадамбаева — молодая художница, член Союза художников РК, преподавательница. Родом из Семея, она окончила Казахский национальный педагогический университет имени Абая, где затем прошла и магистратуру. Вот уже почти 20 лет Индира активно присутствует в художественной жизни страны, постоянно расширяя границы своего визуального языка.
Она принимала участие во многих республиканских и международных выставках. Ее произведения включены в частные коллекции по всему миру: от Казахстана до Великобритании, Испании, Италии, Германии и США. Помимо живописи, она активно работает в смежных форматах. Так, она является автором арт-раскраски «Страна цветов», обложки для Harper’s Bazaar Kazakhstan, соавтором клипа «Көк Ту» и визуального проекта «Казахский алфавит в латинице».

Индира обладает тонким многослойным творческим мировоззрением, в котором переплетаются живопись и графика, академическая грамотность и философское восприятие природы. Ее творчество — это неутомимое движение к свету не только как живописному приему, но и как к метафизическому символу.
Природа в работах Индиры Бадамбаевой предстает не только как объект изображения, но и как живая субстанция, наполненная духом. Внимание к деталям и тонкая работа с формой гармонично сливаются с философским подтекстом — будь то пейзаж, портрет или символически насыщенные серии, в которых проступают отголоски мифов, архетипов и снов. Ее искусство — это пространство тонких смыслов и внутреннего света, в которое хочется вслушиваться и вглядываться, в которое хочется погружаться безвозвратно.

Персональная выставка художницы «Вечная весна», открывшая свои двери для гостей Государственного музея имени Абылхана Кастеева 14 мая, — это живописный и пространственный цикл, в центре которого образ сада как метафоры безвременья, места, где время не имеет власти, а душа пробуждается. Здесь цветы — душистая сирень, светящиеся одуванчики, напоенные солнцем ромашки, нежные лилии, акварельные розы — лишены роли декоративных акцентов или бытовых элементов. Они становятся практически живыми сущностями, самостоятельными персонажами, наполненными светом, дыханием, тишиной, счастьем.
В экспозицию вошла 21 живописная работа, созданная художницей в период с 2008 по 2025 год. Это портреты, пейзажи, цветочные композиции и аллегорические полотна. Разные по форме, но объединенные безошибочным внутренним ритмом. Каждое произведение оказывается своего рода личным дневником весны: ее света, нежности, тишины, торжества самой жизни. Вместе они образуют хрупкое, но и такое стойкое непоколебимое пространство воспоминаний и предчувствий…
Каждое полотно здесь — это про состояние. Цветы не вписаны в привычные жанровые рамки. Освобожденные от нарратива, они становятся частью непрерывного потока, где чувственное и духовное сливаются. Сад Индиры, скорее, внутренний. Он растет в памяти, чувствах, светлых пространствах между сном и явью.

Интересно и то, что, изображая цветы, художница даже не рассматривает жанр натюрморта. Несрезанные, до сих пор связанные с землей, солнцем, воздухом, тянущиеся куда им только вздумается, эти образы существуют вне человеческой среды, вне ее влияния и ее сухой хронологии.
Особое место в коллекции занимают детские портреты Алины, Дины и Айши, трепетно вплетенные в цветочную среду. Эти образы не противоречат природному контексту, а, напротив, кажутся его естественным продолжением, словно героини выросли из той же земли, что и цветы, дышат тем же воздухом, тянутся к тому же солнцу. Их внутреннее состояние мастерски зафиксировано в пластике жестов, нюансах светотени, глубине взглядов.
И вместе с тем Индира избегает поверхностной сентиментальности. В ее произведениях дети не банальные воплощения идеи невинности и чистоты, как можно решить на первый взгляд, а скорее голос природы, ее самое честное проявление, нежность. Это не просто портреты, а тонкие созвучия с весной как состоянием мира вокруг и внутри.

Организаторы выставки подчеркивают: «Цветовая палитра художницы варьируется от приглушенных пастельных оттенков до насыщенно-зеленых и светлых золотистых тонов. Работа с цветом демонстрирует влияние французского импрессионизма, прежде всего Клода Моне, однако Индира избегает мимолетности. Ее цель — не зафиксировать мгновение, а раскрыть постоянство света как форму присутствия».
Сама же художница отмечает: «Моне ближе к Творцу». В этом явно прослеживается ее собственное стремление ощутить связь с живым началом через живопись, подарить зрителю мир нежности, беззаботности и нескончаемой весны, в котором захочется раствориться.
Фото Талгата Галимова