Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Волшебные миры
КультураИскусство

Волшебные миры

История, сказки и поэзия: в Алматы открылась выставка Кураша Зульфикара

В Государственном музее искусств имени А. Кастеева проходит выставка «Дорогами легенд» — масштабная ретроспектива творчества казахстанского художника-графика, книжного иллюстратора, члена Союза художников РК Кураша Зульфикара, приуроченная к его 75-летию. Экспозиция из более ста работ, созданных за пять десятилетий, охватывает ключевые этапы его творческого пути. Через хронологическую и тематическую структуру проект раскрывает глубинные культурные слои тюркского и уйгурского миров. Здесь зритель застанет графику, станковые серии, сказочные иллюстрации и акварели.

Кураш Масимжанович Зульфикар родился 1 мая 1950 года в городе Кулжа (Инин), что в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР. Его путь в искусство начался с обучения в Алматинском художественном училище имени Н. Гоголя, где он освоил книжную графику (1971). Затем он продолжил образование в Ташкентском театрально-художественном институте имени Н. Островского, которое завершил в 1978 году, специализируясь на станковой графике.

2.jpg

Первая серьезная работа художника относится к периоду учебы в Алматинском училище (1971 — 1974). Уже тогда он создал цикл «Поездка Чокана Валиханова в Кашгарию» — глубокое художественное осмысление историко-этнографического наследия через выразительный язык линейного рисунка.

В Ташкенте, где художник учился с 1974 по 1980 год, его внимание переключилось на станковую графику и этюдную практику. В серии «Ташкентские этюды» он изобразил автопортреты, сцены из городской и сельской жизни, архитектурные мотивы и натурные зарисовки, которые стали для него важным уроком в наблюдательности и освоении цветовых нюансов.

После возвращения в Казахстан в 1978-м и до 1988 года Зульфикар работал старшим художественным редактором в издательстве «Жазушы». За это время он оформил десятки книг уйгурских писателей и поэтов, включая работы таких авторов, как 3. Самади, Ж. Бусаков, М. Зульфикаров, Ю. Мухлисов, Ю. Ильяс, Т. Тохтамов, Ж. Мусаев, Р. Рузиев, А. Ганиев и других. Особенно значителен его вклад в развитие уйгурской детской литературы.

В 1980-х годах начинается активная работа Зульфикара как книжного иллюстратора. Одним из первых значимых проектов стала его работа над сборником лирической поэзии Билала Назыма, изданным на казахском языке под названием «Ұйғыр өрнектері» («Уйгурские узоры»). В этом проекте художник все глубже погружается в мир декоративных принципов, национальных сюжетов и эстетику книжного оформления. Иллюстрация для него превращается в особый вид графической поэзии, где каждая линия и цвет становятся выражением эмоционального посыла.

3.jpg

Одной из центральных частей его выставки в пространстве ГМИ РК, открывшей свои двери для зрителя 25 июля, являются иллюстрации к средневековому тюркскому эпосу «Огуз-Наме» (1990), повествующие о становлении Огуз-хана, его подвигах и походах, встречах с персонажами, меняющими ход его судьбы. Здесь художник соединяет акварель и темперу, что приближает его работы к восточной миниатюре. 

Произведения, выполненные в манихейской традиции — распространенной в те времена в Уйгурском каганате и Китае религии, сочетавшей элементы зороастризма, христианства и буддизма, включают светящиеся ореолы вокруг голов героев, а также позы и жесты, напоминающие буддийские практики, такие как сложенные пальцы и позы лотоса, что придает изображению особую атмосферу, подчеркивает сакральную природу персонажей и их связь с высшими силами.

Однако, несмотря на уважение к традициям, Зульфикар наполняет композиции живостью и динамикой, создавая образную силу и выразительность. Он уверенно работает с цветом, используя яркие и насыщенные оттенки, которые подчеркивают характер персонажей и драматизм эпических сцен.

В 1994 году художник завершает цикл «Герои и поэты XIX века», включающий портреты выдающихся деятелей уйгурской культуры: Майимхан, Валибая Юлдашева, Сейт Мухамеда Каший, Садира Палвана, Назугум, Билала Назима и многих других.

Позднее эта линия продолжает развиваться в серии «Империя степей», в которой он создает графические портреты, выполненные карандашом, посвященные великим фигурам тюркской истории от Алып Ер Тонга и Томирис до Сатук Бугра-хана. Несмотря на камерный формат, эта серия обладает концептуальной цельностью и масштабностью. Художник не стремится к исторической реконструкции, а создает поэтические архетипы, в которых каждый образ становится символом духовной силы, памяти и культурной преемственности тюркского мира.

С начала 2000-х годов Зульфикар начинает работать с жанровыми зарисовками из повседневной восточной жизни. В серии «Восточные мотивы» он изображает торговцев изюмом, книгами, орехами, мастеров-ножовщиков, шашлычников и копателей арыков. Эти камерные сцены, выполненные простым карандашом, наполнены теплотой и вниманием к мелким деталям. Каждая работа — это визуальный фрагмент непрерывного рассказа, в котором художник с тонкой наблюдательностью фиксирует моменты повседневной жизни.

Завершающий раздел экспозиции посвящен иллюстрациям к «Уйгурским народным сказкам» — самой масштабной на сегодняшний день серии, над которой художник трудится с 2023 года. 

4.jpg

Произведения погружают зрителя в мир, где колдуны и ведьмы преграждают путь благородным героям, хитрецы проводят глупцов, влюбленные преодолевают расстояния и обстоятельства, а принцессы мчатся на драконах по небесам. Мелькают в серии также и сюжеты по классическим сказкам о животных. Изображение выдержано в восточной эстетике с тщательным вниманием к деталям: от костюмов и до локаций с вечнозелеными садами, роскошными дворцами и тенистыми беседками.

К слову, за первую половину 2025-го Кураш Зульфикар уже создал 14 полноценных листов. Эти работы отражают глубинные слои национальной памяти и мифологического сознания, вновь вводя мифы и легенды в контекст современности.

За значительный вклад в развитие культуры и искусства художник был удостоен премии «Ильхам» уйгурского клуба меценатов (2007). Его произведения были представлены на республиканских выставках, в том числе на V Республиканском конкурсе, посвященном Дню Независимости Республики Казахстан (2014), где он был награжден за серию графических портретов. Работы Кураша Масимжановича хранятся в коллекциях Министерства культуры РК, а также в частных собраниях Великобритании, Швеции, Турции, Монголии и Казахстана.

«Целостная концепция выставки основана на сочетании графической культуры, народного эпоса, поэзии, истории и фольклора. Пространство приглашает в визуальное путешествие по следам памяти, мифологии и духа уйгурского народа, где любой персонаж, пусть даже это орнамент и силуэт, несет отпечаток большой любви художника к своему народу, языку, корням. Кураш Зульфикар — хранитель памяти, посвятивший всю жизнь тому, чтобы идти дорогами легенд, превращая сказания и истории в живые образы на страницах книг», — подчеркивают представители ГМИ РК имени Кастеева.

Выставка «Дорогами легенд» разместилась на третьем этаже Государственного музея искусств РК имени Абылхана Кастеева и ждет зрителей до 15 августа 2025 года.

Фото Талгата Галимова

Читайте в свежем номере: