В первой декаде текущего месяца в Алматы состоялся V Евразийский творческий форум EURASIA 2024: SAFE LIFE, который в очередной раз объединил ученых и деятелей искусства. Была проделана большая работа и подписаны важные соглашения, однако изюминкой и заключительным штрихом стал показ уникального спектакля «Вселенная души».
Продюсером и идейным вдохновителем постановки является поэтесса Карина Сарсенова. Меценат доверила свои стихи режиссеру-постановщику Галине Ефимовой, под чьим руководством и удалось превратить строки в действо. По результату долгой и кропотливой работы получился уникальный продукт, который одновременно заставляет радоваться и плакать, учит прощать ошибки и находить силы двигаться дальше, несмотря на любые жизненные преграды. После триумфального выступления нам удалось побеседовать с Галиной Ефимовой. В интервью «НП» она рассказала о самом спектакле, а главное — о том, что ждет зрителя в будущем.
— Галина, что подтолкнуло вас на создание спектакля «Вселенная души»?
— Как и многое вокруг нас, все определил случай. Нельзя поставить хороший спектакль по щелчку пальцев. У творческого человека должен быть какой-то импульс. Для меня таким триггером стали стихи Карины Рашитовны Сарсеновой. Она подарила мне несколько сборников, в которых было много стихов. К некоторым из них я возвращалась неоднократно, они мне не давали покоя. Перечитывая эти стихи, я поняла, что здесь может быть потрясающая история. То есть глубина стихов позволяла выстроить полноценный сюжет: о человеке, о смысле жизни, о Боге…
— Что в стихах тронуло больше всего?
— Вы знаете, после очередного прочтения я увидела отражение — поняла, что эти стихи про меня, про каждого из нас, про каждого, сидящего в зале. И тогда я стала складывать их в историю о жизни человека, о том, как он рождается, делает свои первые шаги, начинает расти и взрослеть, переживая все радости и невзгоды, с которыми сталкивается каждый из нас.
— Какую основную мысль вы заложили в сюжет?
— Все мы рождаемся невинными. Новорожденный, душа — чистый лист. И от того, как человек будет проходить свой жизненный путь, проявится его внутренний мир. Останется душа светлой или почернеет, зависит от каждого. Сначала главный герой растет в розовых очках, его окружает очень теплый и дружелюбный мир, где он защищен от внешних факторов, таких как зло или даже тяготы быта.
Но потом он начал ошибаться, в окружении появилось предательство. Как следствие, герой стал жестче, научился ненавидеть, обвинять всех вокруг в собственных бедах и несчастьях. Ведь у каждого из нас бывают тяжелые моменты в жизни, когда приходят отчаяние, нежелание жить. Это так. Но я подумала о том, что в стихах очень много любви и желания жить. И тогда, по моему замыслу, все это должно было превратиться в гимн жизни и любви. Все мы допускаем ошибки, но, упав, как бы ни было сложно и тяжело, нужно подняться. Если найти в себе эти силы, то помощь обязательно будет, она придет от близкого и даже дальнего окружения, от Создателя. Главное — сделать усилие, быть может, даже сверхусилие, но через это нужно пройти. Поверить в жизнь, людей и радоваться тому, что имеешь.
Душа рождается чистой и лишь потом впитывает светлые или темные тона — тут все зависит от человека.
Когда все эти фрагменты пазла сложились в единую картину, пришло осознание, что это про каждого из нас. Только не с печальным финалом, а с посылом о том, что нужно ценить жизнь, творить и любить. Я очень благодарна, что Карина Рашитовна в очередной раз доверила мне эту работу. Мы с ней долго обсуждали, кого приглашать и задействовать, кому какую роль отдать. В итоге получилось собрать уникальную команду.
— Расскажите о составе участников спектакля: актерах, музыкантах, певцах и танцорах
— С кем-то мы уже встречались раньше, кто-то выступал на нашей сцене впервые, но в итоге получилась очень мощная команда. В ней задействованы Роман Чехонадский, Айжан Нурмагамбетова, Михаил Токарев, Аида Аюпова, Асем Копбаева, Семен Баев, Владислав Букаткин, Гульнар Камалова, Дарья Губерт, Тимур Иманджанов, Никита Коньшин, Ришад и Рашид Сарсеновы, а также вокальный ансамбль «Элегия» под руководством Анастасии Мельник. Все отработали великолепно, и кого-то выделить здесь очень сложно. Конечно, самая большая нагрузка легла на Никиту Коньшина — актера, с которым я уже работала в ТЮЗе. Очень удивительный и глубокий актер, очень пластичный и талантливый. Замечательная скрипачка Аида Аюпова… Асем Копбаева — какие разные песни она поет. Художник-постановщик Сергей Мельцер. Для меня настоящее открытие — Гульнар Камалова. Потрясающая балерина, на мой взгляд, мирового уровня. Я горда и рада, что мы уже третий раз играем этот спектакль.
— Как вы сказали, это уже не первая постановка, а в зале аншлаг. Мне кажется, это хороший индикатор качества.
— Я каждый раз внимательно слежу не только за тем, что происходит на сцене, но и за тем, как реагирует зал. Для меня это важно. Очень приятно, что все зрители, независимо от возрастной группы, смотрели не отрываясь. Были люди, которые аплодировали стоя, были и те, которые плакали. Это и есть искренняя оценка зрителя, то, что для нас, актеров, является высшей наградой. Настоящие эмоции. Живая оценка. Не могу не сказать о том, что некоторые зрители пришли на спектакль уже во второй или даже третий раз. Многие из тех, кто оказался здесь впервые, расспрашивали о том, когда спектакль покажут вновь. Какие-то еще комментарии излишни.
— Действительно, а будут ли еще постановки или, быть может, продолжение этой истории?
— Это вопрос к Карине Рашитовне. Если она даст добро, то мы с удовольствием сыграем. Ведь спектакль об очень важном — о человеке, нашей ценной бессмертной душе. В стихах Карины Рашитовны в каждой строке заложен глубокий смысл. Действительно, на спектакле многие плачут, а это говорит о том, что их что-то зацепило, где-то они провели параллель со своими переживаниями, личным опытом, реальными историями из жизни людей, которых им довелось коснуться. Если такое происходит, то это говорит только об одном — мы попали точно в сердце, в самую душу.
— О чем вы как режиссер мечтаете?
— Конечно, нам всем хотелось бы двигаться дальше. Мы ждем от Карины Рашитовны новых пьес. Это колоссальный труд, но мне известно, что определенная работа в данном направлении уже ведется. Пусть пока сохраняется небольшая интрига, скажу лишь, что будет не менее увлекательное произведение. Не исключено, что это будет комедийная пьеса. Мне кажется, что сейчас в мире — сложный период, когда все меньше людей улыбается. Мы ждем очередной шедевр.
Фото Талгата Галимова