Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
КультураИскусство

Портрет женщины в профиль

В Астану прибыла неизвестная работа Леонардо да Винчи

В столичном Национальном музее РК открылась выставка одного произведения итальянского мастера эпохи Возрождения Леонардо да Винчи под названием La Bella Principessa. Вернисаж рисунка на пергаменте состоялся в рамках 10-летия музея, однако не все арт-критики до сих пор согласны с тем, что произведение действительно принадлежит гениальному художнику. 

Организаторы отмечают, что La Bella Principessa представляет собой шедевр мирового искусства, являющийся оригинальной работой великого мастера эпохи Возрождения. При этом пергамент, но не картина, La Bella Principessa «является одним из самых загадочных и ценных произведений Леонардо да Винчи». Так ли это на самом деле? 

По мнению оксфордского профессора Мартина Кемпа, этот портрет все-таки принадлежит кисти Леонардо да Винчи и изображает Бьянку Сфорца — незаконнорожденную дочь миланского правителя Лодовико Моро, жившего в эпоху Ренессанса. Изначальная цена данной работы была не выше 19 000 долларов, которые за нее выложили на аукционе «Кристис» в 1998 году. При этом аукционный дом определил, что автор произведения — вроде как немецкий мастер начала XIX века. Напомним, рисунок был выполнен на пергаменте мелом, пастелью и сепией нескольких оттенков. Сотрудники называли работу «поздней стилизацией под искусство Возрождения». Хотя специалист по изучению Леонардо да Винчи Кристина Геддо обратила в 2008 году внимание на то, что женщина одета по моде Милана конца XV века, а убранство головы напоминает прическу «прекрасной Ферроньеры». Но кто мешал художнику, жившему позже, изобразить нечто раннее? 

Дальше — больше. К экспертизе привлекли директора Центра исследований наследия Леонардо да Винчи при университете Лос-Анджелеса Карло Педретти и бывшего куратора отдела рисунков Британского музея и Музея Гетти Николаса Тернера. Оба высказались очень осторожно, заявив, что «это либо очень качественная копия ученика Леонардо, либо новое, неизвестное ранее, произведение самого Леонардо». 

Но при этом вроде как доподлинно известно, что сам Леонардо не оставил после себя ни одной работы, созданной на пергаменте. Да и не в особой чести был этот материал у мастеров эпохи Возрождения. 

В пользу гипотезы о подделке говорило и всякое отсутствие внятного провенанса, то есть истории владения художественным произведением, а также сухость и некоторая монотонность исполнения. Работы Леонардо отличаются большей живостью. 

В конце 2011 года Лондонская Национальная галерея провела беспрецедентную по полноте выставку произведений Леонардо да Винчи миланского периода. На ней публике впервые был представлен «Спаситель мира». 

Как информирует сайт artinvestment.ru в статье «Инвестиции в искусство», ранее журнал ARTnews сообщил о неожиданной находке картины Леонардо да Винчи Salvator Mundi («Спаситель мира»), долгие годы считавшейся утерянной. Один из совладельцев картины, нью-йоркский дилер Роберт Саймон, официально заявил касательно провенанса, сохранности и авторства работы. В его сообщении сказано: «В результате исследований картины ученые пришли к твердому единодушному мнению, что работа «Спаситель мира» была написана Леонардо да Винчи, и это единственная оригинальная картина, с которой было сделано множество копий. Специалисты слегка расходятся во мнении относительно датировки работы. 

Большинство полагает, что она была написана в миланский период Леонардо, в конце 1490-х годов, тогда же, когда художник оканчивал работу над «Тайной вечерей». Другие думают, что «Спаситель мира» был написан немного позже во Флоренции, куда Леонардо переехал в 1500 году, то есть во времена создания «Моны Лизы». 

И совсем уж анекдотичная ситуация случилась в 2015 году, когда на авторство стал претендовать британский художник-фальсификатор Шон Гринхолш. В своей книге «История фальсификатора» Гринхолш, отбывший тюремный срок за подделку картин, утверждал, что это именно он написал «Портрет юной невесты» в 1978 году, используя краски на основе естественным образом состаренных пигментов. Прообразом для портрета послужила якобы кассирша по имени Салли из супермаркета «Co-Op» в английском городе Болтоне, расположенном недалеко от Манчестера. 

Так что остается лишь согласиться с утверждением генерального директора и основателя издательства Scripta Maneant Джорджио Армароли, который заявил, что La Bella Principessa — это уникальное, магическое, даже таинственное произведение, на котором изображена Бьянка Сфорца. Это очень деликатная картина. В этом году ей исполнилось 528 лет. 

Остается добавить, что пергамент будет находиться в стенах столичного музея до 4 августа. 

Читайте в свежем номере: