В рамках государственного визита Президента Узбекистана Шавката Мирзиеева в Казахстан в Национальном музее РК была продемонстрирована роскошная экспозиция, включившая в себя почти 80 живописных произведений и свыше 100 работ декоративно-прикладного искусства узбекских мастеров. Вернисаж состоялся при поддержке Посольства Узбекистана в Астане и Минкультуры РК.
Своим мнением о выставке, которая была смонтирована всего за несколько дней и произведения которой прилетели специальным рейсом из Ташкента в Астану, в эксклюзивном комментарии с журналистом «НП» поделилась старший научный сотрудник Ташкентской дирекции художественных выставок Лобар Мирзабаева.
— В нашей экспозиции мы собрали работы ведущих художников Узбекистана, которые разделили на две части. Во-первых, это поколение мастеров, которые буквально выстрелили в 90-е годы, отойдя от школы соцреализма в искусстве и найдя в нем свой путь. Кто-то ушел в своих картинах в суфийскую философию, показывая мир через метафоры, иносказательность. Или пошел по пути, как Хаким Шавкат, который представлен неким восточным примитивом. При этом художник любит мифы, сказания, произведения Чингиза Айтматова. Тогда как Хуршид Зияханов не только живописец, но и мастер-иллюстратор, график, который объединил в своем творчестве все эти жанры.
Что касается более молодого поколения, то это Мирсаид Мирвахидов — ученик Ибрагима Валиходжаева, который также присутствует в нашей экспозиции. Это и Саидбек Сабирбаев. Он родом из Каракалпакии. Рассказывает с помощью своих картин о быте этого края и предпочитает темы своего окружения, на которых он фактически вырос. Кроме того, на его картинах прослеживаются национальные цвета этого региона — красно-зеленые. Также можно заметить множество коралловых украшений на изображаемых персонажах. А вот картина Ганишера Хайдарова «Курица в шоке» — это некая дань супрематизму, причем поданная мастером с юмором.
Произведения Умара Раджабова, художника-импрессиониста из Хорезма, отличает более реалистичная школа с хорошей подготовкой, поставленным рисунком. Также он пытается экспериментировать с различными направлениями и стилями. Например, в «Танце дервиша» применяет не только масло, но акрил и уголь. А вот гамма оттенков монохромная. Между тем как выпускник Ленинградской школы Александр Тюрин, предпочитая красочные цвета, считает, что «сначала необходимо научиться рисовать, а все остальное придет само».
На выставке также выставлено творчество художников из глубинки, в частности, из Наманганской области, чьи работы показательны в том, как развивается искусство за пределами столицы.
И, если Шахноз Абдуллаева представлена практически настенными росписями из Афрасиаба, то художник Чингиз Ахмаров расписывал подобными театр Алишера Навои и одноименную станцию метро.
Большой блок экспозиции отдан реалистической школе, особенно пейзажным работам. Любопытно, что среди многочисленных картин, которые мы специально привезли для ознакомления казахстанского зрителя с мастерами из Узбекистана, можно также найти виды Борового, что расположено в 250 километрах от Астаны. Авторы — Валерий Енин и Виктория Трошина, которые путешествуют не только по всем регионам Узбекистана, но и за рубежом, привозя с собой множество пейзажей, этюдов и набросков природы.
Интересны работы и Сардора Аллабергенова, которого, пожалуй, можно было бы назвать современным Репиным. И который — достойный ученик своего отца Атахана Аллабергенова, предпочитающего акварельную технику.
И, наконец, непревзойденные работы мастера из Бухары Алишера Хамдамова. Поскольку Самарканд, Бухара и Хива — это, скажем, «наше все». Тогда как произведения Татьяны Фадеевой — театрального художника, многогранного мастера, которая работает и в живописи, и в графике, более лиричны.
Добавим, что в разделе народного декоративно-прикладного искусства узбекскими мастерами были продемонстрированы наиболее характерные виды традиционных ремесел. Это изделия резьбы и росписи по дереву современных ташкентских мастеров, вышивки-сюзане мастериц из Ташкента, Самарканда и Бухары, адрасы и шелка ручного ткачества из Маргилана, изделия мастеров чеканки и миниатюры, керамика из Риштана, Гиждувана и Ургута.