Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Там, где хочется жить
КультураИскусство

Там, где хочется жить

В Алматы проходит выставка художника и архитектора Адильжана Мусы

В Almaty Gallery открылась выставка Art+Architecture казахстанского художника и архитектора Адильжана Мусы. Это масштабный проект, раскрывающий автора сразу в нескольких ипостасях: как графика, диджитал-художника и архитектора. Экспозиция объединяет путевые скетчи, выполненные в Японии и знаковых мегаполисах мира, яркие цифровые композиции, в которых ощутимо влияние архитектурного мышления. Наряду с ними представлены проекты, над которыми Адильжан работал с командой: модернизации университетов, библиотек, музеев, реконструкции заброшенных фабрик, создание жилых пространств. Чертежи, схемы, макеты и фотографии позволяют зрителю заглянуть внутрь многослойного процесса и увидеть, как рождаются современные теплые пространства, в которых хочется работать, творить, учиться и просто жить.

Выставка Art+Architecture встретила первых зрителей 2 ноября 2025 года.

Эдьвира выставка  (1).jpg

В экспозиции представлены эскизы, рисунки, макеты и проектные разработки автора. Все это объединено общей темой: невидимым диалогом рисунка и архитектурного замысла, поиском идентичности и конструированием креативного взгляда на пространство.

Увлечение рисованием и глубокий интерес к живописи проявились у Адильжана с раннего возраста еще в родном Павлодаре. Искусство стало для него делом жизни. Первые работы Мусы пронизаны мотивами казахского фольклора, национальными орнаментами и символами, которые со временем стали центральной темой его творчества и способом осмыслить, как искусство может воплощать и обновлять национальную идентичность.

Эдьвира выставка  (4).jpg

Поступив на инженерный факультет Nazarbayev University, Адильжан не оставил художественные занятия. Он основал в университете арт-клуб, а во время путешествий по миру — Франция, Япония, Китай, США — делал зарисовки с натуры, записывал наблюдения о пропорциях и перспективах, фиксировал игру света и пространства.

Расширяя профессиональные горизонты, Муса продолжил архитектурное образование в Politecnico di Milano (Италия), а затем в Keio University (Япония). Погружение в архитектурное наследие Италии, разнообразие стилей и подходов стало для него временем накопления бесценного опыта. Особая веха — обучение у выдающегося японского архитектора Сигэру Бана, лауреата Притцкеровской премии, который помог ему глубже понять взаимосвязь формы, материала и функции.

Эдьвира выставка  (5).jpg

Постепенно рисунок как основа изобразительного творчества стал для Адильжана главным инструментом осмысления мира, способом фиксировать пережитое, находить смысл в обыденном и формировать собственный визуальный язык.

За рубежом художник активно продвигал казахскую культуру, объединяя диаспору и делясь своим искусством. Во время учебы в Японии он провел несколько выставок в знаковых пространствах Токио совместно с Посольством РК в Японии и Kazakh Tourism, а также организовал персональную выставку в районе Сибуя.

Вдохновленный страстью к творчеству, Адильжан основал собственную студию Mussa Sketch, что открыло возможность участвовать в самых разных художественных и коммерческих проектах. Среди них оформление обложки альбома для DJ Imanbek, создание юбилейной почтовой марки для «Самұрық-Қазына», настенного календаря 2023 года для kazaktele.com, мерча для фильма «Дос-Мукасан» и многих других успешно реализованных инициатив. Каждый из этих проектов отражает интерес Адильжана к соединению искусства и дизайна, визуальной культуры и архитектурного мышления.

Эдьвира выставка  (3).jpg

Вернувшись в Казахстан в 2021-м, Муса критически взглянул на знакомую городскую среду и сделал для себя важный вывод: современное строительство нередко угрожает стереть те слои, которые формируют характер и дух города. Быстрое возведение новых зданий зачастую ставит экономическую выгоду выше культурного наследия и общественных пространств. Импортированные типовые решения ослабляют локальную идентичность, а значимые объекты культурного значения оказываются забытыми или уничтоженными. Все это, по мнению художника, постепенно обедняет визуальный облик городов и снижает качество повседневной жизни их жителей.

Этот вывод подтолкнул Адильжана к действию. Вместе с французским архитектором Алексисом Ламом, выпускником Politecnico di Milano и École Spéciale des Travaux Publics в Кашане, а также японским архитектором Эфлатуном Оно, выпускником University of Fine Arts в Токио и Университета Mimar Sinan в Стамбуле, он основал архитектурное бюро Box&Dots. Целью нового объединения стала разработка архитектуры, основанной на контексте, внимании к пользователю и уважении к среде.

Эдьвира выставка  (6).jpg

Работа бюро продолжает художественные принципы, заложенные в рисунках самого Мусы: бережное отношение к пространству, реставрация исторических зданий, адаптивное использование существующих структур и минимальные вмешательства в природную среду. Среди реализованных проектов, например, реконструкция библиотеки Казахского женского педагогического университета, где авторам удалось сохранить мозаику великого художника Казахстана Молдахмета Кенбаева. Этот проект стал ярким примером того, как современная архитектура может одновременно сохранять культурную память и улучшать общественное пространство.

Фото Талгата Галимова

Читайте в свежем номере: