Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
КультураИскусство

Таков Пушкин

225 лет со дня рождения поэта: онлайн-выставка портретов на Google Arts & Culture

А.С. Пушкин (Ульянов Н., 1930)

Культурная онлайн-платформа Google Arts & Culture открыла доступ к выставке «Портретная Пушкиниана», прошедшей вживую в Москве в 2019-м, в год 220-летия гения русской поэзии. В нее вошли графические и живописные произведения, запечатлевающие образ Александра Сергеевича. Такой разный, но неизменно свободомыслящий и по-детски любопытный, поэт предстает как на прижизненных портретах, так и в работах, созданных на основе воспоминаний и вдохновленных его творчеством. 

6 июня исполнилось 225 лет со дня рождения великого русского поэта и драматурга Александра Сергеевича Пушкина. Отметить дату предлагаем визитом на виртуальную выставку «Портретная Пушкиниана». Она организована Государственным музеем А.С. Пушкина, в коллекцию вошло около 30 произведений: графика и живопись. 

Вызов (Хачатрян Р., 1987).jpg
Вызов (Хачатрян Р., 1987)

Пожалуй, одним из наиболее ценных экспонатов является копия портрета Пушкина с оригинала О.А. Кипренского. Ее создал неизвестный русский мастер в середине XIX века по заказу близкого друга Пушкина князя Вяземского. Уникальное мемориальное произведение известно под названием «Остафьевская копия», так как происходит из Остафьево, подмосковной усадьбы Вяземского. Один из наиболее известных портретов поэта, его нередко можно встретить на обложках школьных учебников, в поэтических сборниках и всевозможных медийных материалах об Александре Сергеевиче. 

Кроме того, среди прижизненных портретов поэта в коллекции нашлось место гравюре Е. Гейтмана, украшающей первое издание «Кавказского пленника», и гравюре Н.И. Уткина с оригинала О.А. Кипренского, ставшей фронтисписом для альманаха «Северные цветы на 1828 год». 

Поэт и море (Надров Ш., 1993)1.jpg..jpg
Поэт и море (Надров Ш., 1993)

Среди изображений Пушкина последних лет его жизни особый интерес вызывает гравюра англичанина Томаса Райта. Существует теория, что ее иностранному художнику заказал сам поэт, желавший использовать портрет в готовившемся собрании сочинений. 

Гравюру Райт выполнил в марте 1837-го вскоре после смерти поэта. Репин, оценивая произведение, писал: «Обратите внимание, что в наружности Пушкина отметил англичанин. Голова общественного человека, лоб мыслителя. Виден государственный ум». 

Пушкин в Болдине (Пластов А., 1949) 2024.jpg
Пушкин в Болдине (Пластов А., 1949)

Стоит также отметить, что Пушкин и сам на протяжении всей жизни набрасывал на полях рукописей свои автопортреты. Те получили известность лишь столетие спустя. 

Известно также шуточное стихотворение «Мой портрет» на французском, написанное Пушкиным-лицеистом в 1814-м, когда ему было 15 лет. В переводе Генриха Сапгира мы в нем можем найти крайне занимательные детали восприятия Пушкиным собственного образа: «Я молодой повеса, не глуп, говорю, не стесняясь, и без жеманного кривлянья... Мой рост с ростом самых долговязых не может равняться; у меня свежий цвет лица, русые волосы и кудрявая голова... Сущий бес в проказах, сущая обезьяна лицом, много, слишком много ветрености — да, таков Пушкин». 

Большую часть виртуальной выставки составляют портреты Александра Сергеевича, созданные художниками второй половины XIX — начала XXI веков. Это В.В. Матэ, В.Н. Масютин, М.В. Добужинский, В.А. Фаворский, К.С. Петров-Водкин, В.И. Шухаев, Н.В. Кузьмин, Т.А. Маврина, А.З. Иткин, А.А. Пластов, А.И. Лактионов, М. Шемякин, И.Д. Шаймарданов.

Пушкин, идущий по Старой   1   Басманной (Милашевский В., 1971).jpg
Пушкин, идущий по Старой Басманной (Милашевский В., 1971)

Ретроспективные изображения писались на основе изучения прижизненных портретов Пушкина, его автопортретов, биографических данных, воспоминаний современников. Будучи плодами воображения, эти работы также несут на себе отпечаток своего времени. В каждой эпохе художники находили в гении Пушкина то зачаровывающее и яркое, что было ей созвучно. 

Организаторы экспозиции считают, что первой удачной и любопытной попыткой создать воображаемый портрет Пушкина считается офорт Л.Е. Дмитриева-Кавказского, созданный им в 1880-м под влиянием речи М.Ф. Достоевского на открытии памятника Пушкину в Москве. 

Отдельный раздел виртуальной выставки представляют изображения Александра Сергеевича в печатных изданиях. Еще при жизни его растущая популярность сказалась на интересе читателей к его личности, что положило начало целому ряду изображений в книгах и журналах. 

В 1899-м П.П. Кончаловский организовал первое иллюстрированное издание сочинений Пушкина в трех томах, к которому привлек лучших художников своего времени В.И. Сурикова, И.Е. Репина, И.И. Левитана, М.А. Врубеля, братьев А.М. и В.М. Васнецовых, К.А. и С.А. Коровиных. Для фронтисписа издания портрет Пушкина исполнил В.А. Серов. Впоследствии практика использовать в качестве фронтисписа портрет Пушкина получила широкое распространение. 

Пушкин А.С   24.jpg

С конца ХIХ века Александр Пушкин предстает героем различных художественных произведений — рассказов, повестей и романов, пьес (пьесы К.Г. Паустовского «Наш современник (Пушкин)» и М.А. Булгакова «Последние дни (А.С. Пушкин)»). А потому все больше художников, известных и не очень, берутся за иллюстрации с изображением поэта. 

Занимательна серия портретов, выполненная к юбилею 1937 года С.В. Герасимовым. Изображая поэта на фоне пейзажей Михайловского или Кавказа, она придает его образу то возвышенность и просветленность, то динамизм и напряжение. 

Пушкин. Последний автопортрет.  На черновике письма к В. Соллогубу (1836).jpg
Пушкин. Последний автопортрет.  На черновике письма к В. Соллогубу (1836)

Александр Лактионов пишет встревоженного, мрачного Пушкина, в последний раз навещающего Михайловское бесплодной осенью 1835 года. В глазах Юлии Оболенской Пушкин предстает охваченным идеями романтических революционных порывов. Лицо его озарено отблеском пламени, а на заднем фоне можно заметить сбросившего «Медного всадника» вставшего на дыбы коня. 

Аркадий Пластов, глубоко любящий жизнь русской деревни, изображает поэта, любующегося пасторальными пейзажами. Александр Тышлер, автор юмористических зарисовок с участием Пушкина, насыщал его образ пластикой и динамикой в отличие от многих его современников, писавших поэта «красивым», без внутреннего поэтического богатства. 

Виртуальная выставка «Портретная пушкиниана» доступна эксклюзивно на платформе Google Arts & Culture по ссылке.  

Читайте в свежем номере: