В Астане, в Национальном музее РК, состоялось открытие международной выставки «Наследие в стежках. Путешествие по вышивкам и швейным традициям Узбекистана». По словам организаторов, данная выставка — это не только отражение вековых традиций декоративно-прикладного искусства, но и событие, направленное на укрепление культурных связей между Казахстаном и Узбекистаном.
Как отмечала помощник президента Узбекистана Саида Мирзиеева, «Узбекистан и Казахстан имеют глубокие исторические связи, такие инициативы позволяют еще раз подчеркнуть важность сотрудничества, взаимного уважения и укрепления добрососедских отношений. Вот и выставка «Наследие в стежках» в Астане является ярким примером того, как культурное достояние может служить мостом между нашими странами».

Сотрудники музея, создавшие уникальную экспозицию из представленных артефактов, приглашают посетителей отправиться в увлекательное путешествие по богатой истории швейных и вышивальных традиций Узбекистана.
Кстати, многие экспонаты, которые приехали в составе сборной экспозиции из шести музеев Узбекистана, были продемонстрированы впервые.
— Эти произведения являются не только шедеврами ручной работы, но и носителями глубокого символизма, отражающими культурное наследие Центральной Азии. Искусно выполненные вышивки рассказывают о многообразии узоров и техник, каждая из которых хранит историю и традиции узбекского народа.

При этом экспозиция состоит из 122 уникальных предметов искусства и быта. Это мужские и женские золотошвейные халаты, традиционные тюбетейки с вышивкой гульдузи и заминдузи, паранджи и чачваны, украшенные ручной вышивкой и плетением, ювелирные украшения — серьги, нагрудные и налобные украшения из серебра и позолоты с бирюзой и кораллами, декоративные вышивки сюзанэ из Самарканда, Ташкента и Шахрисабза. А также уникальные образцы традиционной обуви и аксессуаров, — отметили в столичном Национальном музее РК.

Золотошвейная техника во многом отличается от других видов вышивания, поскольку золотую нить сложно продевать сквозь материю, и золотошвейным мастерам необходимо стараться ровно накладывать нити на саму поверхность ткани. При этом золото нитей не должно стираться. Этот трудоемкий процесс занимает большое количество времени, иногда даже годы, отчего ручное золотое шитье высоко ценится и, естественно, стоит значительно дороже машинной вышивки.

В то же время основной тканью для золотого шитья в Узбекистане служит бархат различных цветов, на поверхности которого золотые нити вышивки особо оттеняются, подчеркивая каждый стежок и сложный узор.
Кстати, любопытно, что исторически золотошвейное дело в Узбекистане было мужским ремеслом, однако сейчас этим видом ремесла занимаются в основном женщины. Ручная вышивка осуществляется на специальных прямоугольных пяльцах, сделанных из дерева. В то же время золотошвейные изделия в больших объемах выпускаются и Бухарской золотошвейной фабрикой. Там также выполняют масштабные заказы, например, занавесы для театральных сцен и многометровые тематические панно для больших залов.
Остается добавить, что этот вернисаж будет ждать своих почитателей до 1 июня 2025 года.
Фото пресс-службы Нацмузея РК