Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
КультураИскусство

След ангела

В столичном Национальном музее состоялось торжественное открытие групповой выставки «След Ангела», приуроченной к 70-летию заслуженного деятеля РК профессора Жумакына Кайрамбаева, целью которой явился показ динамичной эволюции искусства на основе творчества мэтра и его учеников. 

Жумакын Кайрамбаев — видный деятель изобразительного искусства Казахстана, чье имя известно как в нашей стране, так и за ее пределами. В его работах изображены традиционные ценности и мотивы. Произведения автора полны символических особенностей. При этом внешний облик его произведений отличается простотой и тонкостью сюжета, а внутренняя структура основана на глубоком философском содержании. Природа, ее неотъемлемая часть — человек, жизнь, ее счастливые и грустные моменты, искусство и любовь к нему, моменты, полные детской невинности, мечты, надежды, борьба, особенно борьба между жизнью и смертью — главные темы творчества художника. 

қайрамбаев.jpg

Жумакын Кайрамбаев является не только талантливым художником, но также и великолепным учителем. Более 43 лет он преподавал в Академии художеств имени Жургенова, и каждый его ученик нашел после этого свой путь в искусстве. Многие из них давно признаны мастерами, которые демонстрируют казахстанское искусство не только в стране, но и на мировых площадках. 

Что касается нынешней экспозиции, то зрителю были представлены работы как самого мастера, так и казахстанских живописцев, продолжающих традиции национальной школы изобразительного искусства под его руководством. При этом на выставке особое внимание сфокусировано на образе лошади, и это священное для кочевника животное по-разному изображено каждым живописцем. Иногда — как средство передвижения, иногда — как друг, а иногда — и как талисман, перемещающийся между потусторонним и этим мирами. 

Я очень рад, что среди моих учеников разных лет так много талантливых художников. Значит, не зря я делился с ними своим опытом и знаниями, — отмечал Жумакын Кайрамбаев еще во время вернисажа, который прошел весной нынешнего года в Алматы. 

1 (2).jpg

Да и сейчас выставленные произведения органично и выразительно объединили традиционное национальное мировидение и современный художественный контекст. С присущей поэтической метафорой, глубокими философскими размышлениями и эмоциональными переживаниями. Искусствоведы говорят, что Жумакын Кайрамбаев обрел собственный неповторимый стиль. Наверное, так оно и есть, тем более что художник неоднократно обращается и к теме казахской истории. Например, в таких картинах, как “Кенесары”, “Портрет Абылай хана”, “Абылай хан на белом коне”. 

Остается только добавить, что название выставки имеет символическое значение. Так казахи называли горсть земли, где оставался отпечаток конского копыта. Эту горсточку клали под подушку ребенка, лежащего в колыбели. Иногда щепотку такой земли, считая, что она обладает целебной силой, добавляли в воду и купали в ней младенца. А еще в Казахстане сохранились камни с изображением лошадиного следа, которые называются тулпар тас. 

Фото пресс-службы Нацмузея