В столичной галерее «Куланши» открылась выставка SHE RUG, посвященная современным интерпретациям казахского текстильного искусства, а точнее — ковроткачеству.
Накануне в рамках вернисажа организаторы пригласили подискутировать отечественных мастеров и художников. Главной темой обсуждения у современных мастеров изготовления самых разных видов ковров — Алибая Бапанова, Ботагоз Толеш, Кундыз Жилыбаевой и Сандугаш Бейсенбековой — стало возрождение казахского национального ковра.
При этом любопытно, что ковроткачество издревле считалось традиционным видом именно женских ремесел и подразделялось на два основных вида: ворсовое и безворсовое. С процессом ковроткачества был связан целый пласт обрядов, ритуалов и народных представлений. Значимость ковров в казахской культуре всегда подчеркивалась их функциями — как материального, так и эзотерического толка. Ковры славились своими насыщенными цветами, смелыми геометрическими узорами и яркими мотивами.
Потому-то, по мнению экспертов, «казахский ковер — это уникальное культурное явление, детальное изучение которого еще предстоит. Но уже очевидно, что этот элемент материального культурного наследия требует разработки серьезных мер его поддержки, защиты и охраны. Включая создание школы традиционного ткачества в регионах, которые исторически его практиковали».
Напомним, что традиционными центрами ворсового ковроткачества являлись преимущественно области Южного и Западного Казахстана, хотя в исторических источниках есть сведения и о традиции изготовления ковровых изделий в Северном и Восточном Казахстане. Однако в Восточном Казахстане обычно изготовлялись исключительно небольшие ворсовые изделия. Что, скорее всего, было связано с климатическими условиями.
Делались постилочные и настенные ковры — текеметы, сырмаки и тускиизы — также из войлока. Нужно признать, что при всей простоте рисунка и сравнительной бедности красок узорчатые кошмы все-таки производили и производят своеобразное и, несомненно, красивое впечатление размахом своего рисунка, его декоративной простотой и пастельной мягкостью тонов, особенно подчеркнутой в кошмах, набранных шерстью с натуральным окрасом.
Сырмак изготавливался из отдельных кусков войлока разных цветов — обычно черного и белого — так называемой техникой мозаики, когда узор «врезался» в фон наравне с его поверхностью. Затем эта композиция накладывалась на другой войлок и простегивалась. И только потом прошивалась цветным шнуром по контуру узора. Кстати, именно сырмак всегда был и остается одним из главных предметов убранства казахской юрты.
А вот тускиизы были вышитыми коврами. Их делали из плиса, бархата, шелка и других подобных тканей. Хотя вышитыми у казахов были не только ковры, но и асмалдыки — коврики для украшения верблюда, ат-жамчи — чепраки и попоны для седел, чехлы для сундуков, покрывала, пологи, занавески, наволочки и полотенца. На всех этих изделиях вышивались сердцевидные фигуры и растительные узоры.
Тем не менее, по мнению современных мастеров ковроткачества, «хотя на казахских коврах много орнаментов, они не напрягают, а, наоборот, дарят чувство гармонии. Через них можно понять, о чем думали древние предки, что их интересовало, каким был их мир. Например, раньше молодые келин не могли гостить в отчем доме до рождения ребенка. Поэтому они отправляли родителям весточку с помощью коврового изделия. Если узоры на нем были красивые, а цвета яркие и сочные, то, значит, у нее все в порядке, а если наоборот, то живется ей несладко. Узоры старинных ковров открывают нам сокровенные помыслы и тайны древних мастеров, а также указывают на время и место их изготовления».
Остается добавить, что выставка сказок, которые рассказывают собранные в экспозиции столичной галереи «Куланши» ковровые изделия, продлится до 9 ноября.