В Государственном музее искусств имени Абылхана Кастеева проходит персональная выставка «Жаңғырту» известного ювелира, художника декоративно-прикладного искусства Сериккали Кокенова. Его произведения, раз за разом оказывающиеся настоящими шедеврами, отличают старательная тонкость изготовления, высокая детализация, трепетное отношение к наследию мастеров древности. Охваченный глубокой любовью к родной земле, Сериккали Байгалиевич вдохновляется многоликими традициями, обрядами и верованиями кочевников, а также природными богатствами.
Сериккали Байгалиевич Кокенов родился в 1964 году в селе Каракол Урджарского района Восточно-Казахстанской области. В 1989-м окончил Алматинское художественное училище имени Николая Гоголя (ныне Алматинский колледж декоративно-прикладного искусства имени Орала Тансыкбаева), получив специальность в области декоративно-прикладного искусства и театрального оформления. Кокенов является членом Союза ремесленников Республики Казахстан и активно участвует в республиканских и международных выставках.
Мастер современного ювелирного искусства, Сериккали Кокенов воссоздает в своем творчестве древние техники. Он использует методы зернения и ложного зернения (создание эффекта текстурированного покрытия на металле), которые были популярны в IV и III веках до нашей эры и имеют глубокую историю в Казахстане. Эти методы, особенно распространенные в Центральном и Западном Казахстане, требуют высокой квалификации и ловкости и являются основным инструментом ювелира в создании уникальных изделий. Кокенов неустанно продолжает стремиться к созданию исключительных ювелирных произведений, используя драгоценные камни, добытые на территории страны, такие как кораллы, рубины, голубые драгоценные камни и горный хрусталь.
Выставка «Жаңғырту» (с казахского можно перевести как «обновление»), встретившая первых гостей 10 сентября ярким дефиле, представляет работы ювелира, созданные на позднем этапе его творчества. В экспозиции можно будет застать более 150 ювелирных изделий, шесть панно и 10 скульптур. Значительная часть представленных произведений выполнена в традиционных техниках зернения и ложного зернения.
Кроме того, работы охватывают разнообразные темы: от изображений достопримечательностей до отображения национальных ценностей. Каждое изделие обладает уникальными формами и тематическими значениями, несмотря на схожесть методов и приемов изготовления. Можно тут найти и экспериментальные работы, объединяющие несколько видов украшений. Выставка дарит зрителям возможность оценить тонкость исполнения и глубину тематических поисков автора.
В представленных произведениях, таких как «Заросшая чием река», «Невеста», «Тамгалы тас», «Шаман», «Арал», «Взрыв», «Четверо» и «Кольсай», можно наблюдать гармонию темы и техники. Например, в кольце-браслете «Кольсай», выполненном в национальном стиле, глаз выполнен из горного кристалла и напоминает хвойные леса, окружающие озеро, недаром прозванное «жемчужиной Северного Тянь-Шаня».
Уникальнейшей работой является и подвеска под названием «Тамгалы тас». Она состоит из трех частей. Верхняя часть изображает солнцеголового человека с круговым солнцем. Наскальные рисунки в центре экспозиции словно смотрят на зрителя через века глазами предков. В средней части подвески, выполненной из серебра, изображен шанырак или колесо телеги, символизирующее независимость и распространение культуры в древнем мире. В центре синего фона установлен камень бирюзы, а на нижней части композиции, выполненной в коричневых тонах, изображены животные на скале.
Подвеска вдохновлена памятным некрополем Тамгалы тас и знаками на каменной поверхности. Ювелир добавил в композицию металлические и костяные брелоки, что подчеркивает его мастерство в раскрытии темы через ювелирные методы. Сериккали Кокенов демонстрирует в этом произведении истинное искусство и глубокие знания.
Организаторы экспозиции подчеркивают: «Любовь к национальным ценностям Сериккали Байгалиевича сделала мастера одним из главных наследников традиционной ювелирной школы. Сериккали Кокенов формирует глубокий диалог с современными темами, искусно интегрируя их с традиционными жестами ювелирного искусства. Его творчество отличается уникальной художественной подписью, которая гармонично соединяет эстетическую красоту с многослойной концептуальностью».
Куратор выставки — Акжигит Нусип, научный сотрудник отдела «Декоративно-прикладного искусства Казахстана» ГМИ РК имени А. Кастеева.
Экспозиция расположилась на втором этаже музея и ждет зрителей до 2 октября 2024 года.
Фото Талгата Галимова