Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
КультураИскусство

Сферы Вселенной Сакена Нарынова

Парк скульптур под открытым небом Государственного музея искусств РК имени А. Кастеева стал еще более концептуальным. На его главной аллее перед входом появились шесть арт-конструкций Сакена Нарынова

Многогранный Нарынов

В августе этого года не стало одного из самых интригующих своим творчеством человека - архитектора, скульптора, художника, ученого, философа Сакена Жомартовича Нарынова. Человека, чье философское воображение не знало границ и остановок в поиске новых форм и содержаний, больше нет, но его замыслы и завораживающие внимание проекты, арт-объекты, строения, эскизы продолжают жить и восхищать. Выдающийся советский и казахстанский скульптор и архитектор незадолго до ухода из жизни осознанно позаботился о том, чтобы подарить музею свой художественный полиптих - серию арт-объектов «Шесть настроений куба». 

large_IMG_3936_10aba2b299.jpeg

Серию представленных шести металлических конструкций художник создал в период пандемии и в тот же период соорудил, словно в назидание современным застройщикам, потрясающий воображение архитектурный комплекс рядом с центром делового сотрудничества «Атакент».

Сакен Нарынов является автором множества уникальных запатентованных изобретений, 34 научных статей на тему теории и истории мобильной архитектуры, топологии в приложении к архитектуре, опубликованных в отечественной и зарубежной печати. Он создал более 80 проектных разработок в различных областях архитектуры, строительства, прикладной геометрии и топологии, промышленного дизайна, основал лабораторию проектного прогнозирования Союза дизайнеров Казахстана, которая теперь называется мастерской Сакена Нарынова «Копкырлы», что в переводе на русский означает «многогранный».

Лаборатория разместилась в пространстве строения у «Атакента», где также находятся студия и несколько макетов авторских проектов Нарынова. 

1695439704_img_3951.jpg

Настроения в кубе

Новый проект в музее презентовала публике ученый секретарь ГМИ РК имени А. Кастеева, кандидат искусствоведения Екатерина Резникова, сопроводив его собственным исследованием основных направлений творчества Нарынова.   

Стоит отметить, что изучать мастера теперь может каждый. Пусть не на уровне мышления и профессионализма искусствоведа, но заинтересованного в новых познаниях человека. Во всяком случае, мимо его арт-объектов не пройдешь, не заметив их. Шесть находящихся отныне в постоянной коллекции парка скульптур многосложных металлических конструкций визуализируют свойственную каждому без исключения человеку гамму чувств, эмоций и переживаний. Словом, размышления у входной группы главного музея страны неизбежны. Стоит лишь оказаться рядом, и мощная энергия арт-объектов Нарынова поглотит воображение своим виртуозно закрученным, детально выверенным и технически гиперсложным исполнением. 

1695439727_img_3964.jpg

Секреты гения

Сакен Нарынов создавал высокоинтеллектуальные эстетические объекты, наполненные смыслом, интригой, сложные в осуществлении, которые при всей своей замысловатости смотрятся легкими, прозрачными и в то же время грандиозными и загадочными.

Екатерина Резникова говорит о том, что «многие его произведения уже увидели свет, часть из них еще живет в воображении мастера или находится на стадии разработки. Их размеры варьируются от карманных интерактивных головоломок до преображающих городскую среду монументальных инсталляций. Вплетаясь в урбанистическое пространство, они становятся знаками города, наполняя его новым символическим звучанием».

В своей статье, посвященной изучению творческого пути мастера, искусствовед отмечает, что «с древних времен человечество стремилось познать устройство Вселенной, фундаментальные законы природы. Творческие и научные исследования Нарынова направлены на понимание реальности в ее многообразии. Это величина постоянно изменяющаяся: мир секунду спустя уже не является тем, чем он был за мгновение до этого». 

Приводимые цитаты взяты из статьи Екатерины Резниковой, которая вышла в свет под названием «Наука и искусство - грани взаимодействия на примере творчества Сакена Нарынова». Это исследование может быть интересно не только специалистам узкого профиля, но и всем, кто любит город, умеет или стремится взаимодействовать с его средой.

1695439740_img_3949.jpg

«Ключом к пониманию структуры авторских объектов Сакена Нарынова является топология, которая изучает свойства тел и поверхностей, остающихся неизменными при деформациях - растяжениях, сжатиях, изгибах, - пишет в своей статье Екатерина Ильинична. - Посвятив значительную часть творческой и профессиональной деятельности этому разделу математики, автор постигает природу пространства. Простые формы - тор, цилиндр или сфера - усложняются, множатся, скручиваются, раздваиваясь и срастаясь вновь. Сущностное единство большинства работ обусловлено онтологическим принципом мышления художника, основанного на выборе и поиске универсальных кодов. Каждый объект не конечен сам по себе - все они находятся в неразрывной взаимосвязи, перетекают друг в друга, воплощаясь в последующих. Процесс создания искусства в данном случае является не менее значимым, чем готовый результат».

Все эти перетекания, связки и даже настроения с такими пояснениями видятся понятнее и проще. Но даже неподготовленному зрителю всегда любопытно разгадать, как вообще можно так четко и технически многосложно закрутить металл, чтобы он пел, скучал, нервничал, бил энергией или угасал. 

При этом «в творчестве нет обращения к моральным или социальным сторонам жизни. В фокусе - сложная форма объекта, подвергающегося постоянным воздействиям, трансформациям и метаморфозам… Беря за основу простейшие топологические объекты, автор трансформирует и усложняет их, создавая пластические выразительные формы без начала и конца. Лента Мебиуса - пример простейшей неориентируемой поверхности, односторонней при вложении в обычное трехмерное пространство. Это означает, что данный объект имеет только одну сторону. Метаморфозы и вариации этого топологического объекта встречаются у Нарынова в различных произведениях. В работе «На берегу космического моря» форма объекта напоминает морскую раковину - это авторская интерпретация ленты Мебиуса, представленной одновременно как объем и как плоскость. Другой замечательной работой является «Модель Галактики Лебедь-А» (1997), зарегистрированной в качестве изобретения. Замкнутая лента разделена прорезью на две самостоятельные полосы, одна из которых закреплена на основании, вторая немыслимым образом зависает без опоры, создавая иллюзию нарушения законов гравитации. Внимательное многократное скольжение взгляда по поверхности приводит к пониманию сути - геометрия замкнутой единой полосы создает иллюзию существования двух параллельных лент. Сегодня эта известная авторская работа является символом и обыгрывается в логотипе ведущего технического вуза Казахстана КазНИТУ имени К.И. Сатпаева».

Иду на ты

При подготовке этого материала прилетела фраза из песни Бориса Гребенщикова «Иду на ты». Она такая: «В моем поле зрения появляется странный объект». Возможно, именно потому, что объекты Сакена Нарынова, странные на первый взгляд, но при этом гармонично сочетающиеся, тесно взаимодействующие с городской средой и каждым человеком. Они в пространстве и времени такого мегаполиса, как Алматы, обязательно должны быть. Кубы, сферы, спирали, мысли - все это город. А еще время, как меняющаяся и вечно живая субстанция. Оно тоже есть в работах Нарынова. 

- В постоянно меняющейся реальной действительности появляется еще один обязательный компонент - время. Таким образом, возникает закономерная связь пространственно-временных координат или пространственно-временной континуум, - считает искусствовед Екатерина Резникова. - В работе Нарынова «Во времени и в пространстве», созданной в 1997 году, интерпретируются парадоксы пространства и времени через переход топологического пространства в евклидово и возврат к исходному состоянию. В композиции «Конец начала - начало конца» (1998) показана траектория движения путешественника в едином объекте пространства-времени, где начало становится концом. Благодаря теории относительности пространство и время обрели статус динамических сущностей, которые не только сами влияют на все, но и сами от всего зависят. 

Отмечается, что излюбленным объектом внимания художника является сфера, представляющая собой базовую форму многих произведений, и среди них такие как «Клетка в четвертом измерении» (1998), «Шесть жизней одной души» (1998), «Разрез Вселенной через микроскоп и телескоп» (1999). «Сфера, полусфера, круг как бесконечные формы без начала и конца есть символы неведомого безграничного пространства и времени в вечности. Например, сферическая форма у кочевников считалась эмблемой вечности и беспредельности. Сфера является символической формой Вселенной, нашедшей в национальном сознании воплощение через купол юрты», - говорит Екатерина.

Получается, что Сакен Нарынов, понимая законы Вселенной, создавал собственную, индивидуальную, неповторимую. И она в пространстве нашего мышления, городов и мира продолжает вибрировать жизнью и размышлениями. 

Автор выражает благодарность

Е.И. Резниковой и ГМИ РК имени А. Кастеева 

за помощь в подготовке материала

Фото Талгата Галимова