В Павлодаре открылась не совсем обычная экспозиция «Ожившие страницы истории», где представлены архитектурные миниатюры Павла Готмана. В экспозиции 22 макета известных исторических объектов из разных стран, включая уникальную Тиссенскую мельницу, построенную в Павлодаре в 1910 году.
Помните, в фильме «По семейным обстоятельствам» художник Николай Павлович (Евгений Евстигнеев) рисовал старую Москву. Он специализировался на городских пейзажах, сюжеты выбирал в том числе по совету мамы, ну а та преследовала коммерческие цели. А наш герой, павлодарский инженер-строитель Павел Готман, создавая свои уменьшенные копии старинных зданий, в том числе снесенных, стремится донести до горожан ушедшую историю.
Павел Владимирович — уроженец Павлодара, хотя корни его уходят в эпохальную Швабию, некогда располагавшуюся в верховьях Рейна и Дуная. После окончания индустриального института по специальности «промышленное и гражданское строительство» трудился в Главпавлодарстрое, пройдя путь от мастера до начальника строительного отдела. Уже позже его стало привлекать искусство советского монументализма, а там и до известных памятников средневековой архитектуры рукой подать. Поэтому среди его работ впечатляющие реплики известных архитектурных памятников мира, таких как Берлинский кафедральный собор, колокольня Ивана Великого в Кремле, Исаакиевский собор, китайская пагода и собор Парижской Богоматери.

Особое место занимает макет мельницы Тиссена, построенной в Павлодаре в 1911 году. Ее владельцем был немецкий промышленник Иван (Иоганн) Петрович Тиссен — один из первых поселенцев-меннонитов в Павлодарском Прииртышье. Представить Павлодар в конце XIX века без ветряных мельниц невозможно. Как пишет краевед-блогер Людмила Баюшева, новый век принес и новые технологии. На смену ветру и воде пришел пар. Уже вовсю работали паровые мельницы в Уральске и Кустанае. «В 1910 году Иван Петрович Тиссен строит недалеко от Иртыша в районе затона паровую мукомольную мельницу. Это было большое четырехэтажное здание из жженого кирпича на высоком фундаменте — по тем временам сооружение значительное. На мельнице имелось шесть вальцовых станков с жерновами для помола крупчатки и муки высшего сорта. Продукция, производимая на мельнице Тиссена, за свое высокое качество неоднократно получала золотые медали на выставках. Мельница, имевшая паровой двигатель мощностью 44 л. с., в сутки производила более 1200 пудов. Вначале на мельнице работали девять человек. В 1911 году было намолочено 300 тысяч пудов муки. Для сравнения: ветряная мельница давала не более 10 пудов в год. Преимущество паровой мельницы вскоре оценили все павлодарцы», — пишет краевед.
С приходом советской власти первые паровые мельницы продолжали бесперебойно работать. Хлеб нужен всем. На базе мельницы Тиссена была открыта мельница № 7 Семипалатинского губернского продовольственного комитета. Вплоть до середины 80-х годов прошлого века это был мелькомбинат № 14. До недавнего времени паровая мельница Тиссена стояла на территории старого затона. Ей было больше 110 лет. Но год назад единственный сохранившийся на то время образец немецкой промышленной архитектуры в Казахстане начала ХХ столетия был снесен, поскольку не имел государственной охранной грамоты.

Так вот, макет этой мельницы и выполнил Павел Готман. Он скрупулезно изучил архивные фотографии и чертежи, помогла профессия. На сохранившихся фотографиях он считал количество кирпичей в проемах, чтобы быть ближе к оригиналу. Так что макет, представленный на выставке, позволит современникам прикоснуться к прошлому Павлодара и ощутить масштаб утраченной постройки. Размер макета — 60 на 16 на 30 сантиметров, материал — пенопластовые потолочные плитки. Покраска акриловыми эмалями.
— Идея создать макет мельницы Тиссена зародилась у меня после массы публикаций в прессе. В них описывались печальное положение и безрадостные перспективы этого, можно сказать, единственного в своем роде старинного здания. Когда разговор зашел о сносе, мысль сделать копию мельницы усилилась. Для Павлодара 1910 года это было серьезное сооружение — четырехэтажное здание паровой мельницы с двигателем, когда вокруг практически одни глиняные мазанки. Уверен, мельница воспринималась как чудо! — говорит Павел Готман.