Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Пульс города
КультураИскусство

Пульс города

Выставка Street Layers в музее имени Кастеева: город как дом, ностальгия, загадка

В Национальном музее искусств РК имени Абылхана Кастеева в Алматы проходит коллективная выставка Street Layers, объединившая пятерых самобытных авторов — Омара Даньяла Бюйюктосуна, Асель Момбекову, Айсулу Усентаеву, Карину Азимжанову, Александру Калачеву. Каждый из них представляет очень личный взгляд на город, его среду, голос и ритм, размышляет о поиске себя в шуме мегаполиса. В экспозицию вошли живописные работы, серии фотографий, акриловые произведения и гобелен.

Ключевым акцентом выставки, встретившей первых зрителей 12 июня, оказывается большой фотопроект Омара Даньяла Бюйюктосуна, лондонского художника, исследующего городской ландшафт как живую пульсирующую структуру. Работая с черно-белой пленкой и техникой многократной экспозиции, он собирает сложный визуальный ритм мегаполиса, словно музыкальную партитуру. В серии Street Layers город подобен многослойной ткани. Тут архитектура, тени прохожих, следы движения и фрагменты памяти наслаиваются друг на друга, образуя почти призрачные сцены. Эти работы не столько фиксируют конкретное место, сколько передают само ощущение городской жизни — хрупкое, подвижное, насыщенное следами времени.

Сыздыкова выставка (3).jpg

Следом за проектом Бюйюктосуна особое настроение задает серия черно-белых фотографий Карины Азимжановой (Крыловой). Это визуальный дневник ночных скитаний по пустынным улицам, набережной, где течет и поблескивает среди огней вывесок и рекламных экранов в свете фонарей река Есентай. В одних кадрах фокус выстроен так четко, что в тишине ночи можно пересчитать звезды на небе, в других он намеренно размыт, чтобы передать не только мимолетность момента, но и внутреннее состояние автора. Эти снимки существуют где-то между документацией и поэзией, превращая город в пространство глубокого личного переживания. 

Живописный раздел выставки представлен работами той же Карины Азимжановой (Крыловой), а также Александры Калачевой и Айсулу Усентаевой. Александра работает в технике акрила, создавая выразительные композиции, в которых ощущается сила формы и цветового пятна. Айсулу представляет серию живописных произведений, где традиционные декоративные мотивы обретают новое звучание в современном визуальном контексте.

Сыздыкова выставка (6).jpg

В картине «Яблоневый сад» Александры Калачевой запечатлена почти невесомая сцена летнего покоя — оазис тишины, света и внутреннего сияния, в котором хочется задержаться подольше. Разветвленные кроны отбрасывают густые, ползущие по траве тени, а сочная яблочно-зеленая и лимонная палитра наполняет полотно ощущением бесконечной живости и искренней радости. Хотя на деревьях еще нет плодов, солнце уже знойное, полуденное, и в этом скрытом уголке природы — возможно, даже в самом сердце города — кажется, слышно пение птиц и стрекот насекомых. 

В новой серии миниатюрных круглых холстов художница запечатлевает теплые интимные сцены городского быта — четыре зарисовки, в которых легко узнаются очертания родного Алматы. Здесь согретый весенним закатом город, только-только просыпающийся после долгой зимы, уютная галерея с окнами, излучающими мягкий свет, свидание с любимой кофейней на Панфилова, встречи наедине с собой и городом, который не утихает даже ночью.

Сыздыкова выставка (7).jpg

Работы выполнены акрилом в яркой, местами неоновой палитре, особенно выразительно звучащей на темном фоне. Это не реалистичные виды, не идеально выстроенные композиции, а скорее эмоциональные скетчи, нарочито наивные и полные беззаботности. Каждый штрих становится жестом привязанности, а сам город оказывается не декорацией, а живым персонажем, близким, понятным, любимым.

Асель Момбекова участвует в выставке с одной текстильной работой — выполненным вручную гобеленом из шерсти. Ее произведение привносит в экспозицию ощутимую тактильность и обращение к ремесленным традициям, создавая диалог между материальным и символическим. 

Сыздыкова выставка (8).jpg

«Краса ночи» — это образ ночного города, погруженного в тишину, но еще полного жизни. Основное пространство занимает плотный насыщенно-черный фон, олицетворение ночи как времени покоя, но одновременно и внутреннего напряжения. На темном полотне проступают силуэты домов, в том числе узнаваемый контур гостиницы «Казахстан». На переднем плане мы видим фигуру девушки в традиционном головном уборе. Ее образ можно прочитать по-разному: как символ мостика между прошлым и настоящим, как воплощение самой художницы, вплетающей свое я в ткань города, или как фигуру, указывающую на культурную память, зафиксированную в традиционной технике. Это женское присутствие вряд ли декоративно — оно будто охраняет ночь, делает ее личной.

Сыздыкова выставка (9).jpg

Выставка Street Layers — это размышление о городе как о живом, дышащем слое культур, образов и смыслов. Каждый из художников раскрывает эту тему по-своему, позволяя зрителю прожить множество визуальных и эмоциональных состояний. Вместе их творения сплетаются в многоголосый рассказ — о городе, его неумолкающем пульсе, о себе в нем, памяти, ностальгии и присутствии. В ходе выставки планируется выпуск печатного каталога. 

Фото Талгата Галимова

Читайте в свежем номере: