В пространстве Almaty Gallery открыта экспозиция, приуроченная к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. В нее вошли художественные и скульптурные произведения ведущих мастеров изобразительного искусства.
9 Мая — день, когда в разных странах вспоминают окончание Второй мировой войны. Этот день, как и любой праздник, имеет свою особую летопись: горькую и трагичную, долгожданную и радостную.
Впервые День Победы отметили 9 мая 1945 года, на следующий день после подписания. Сегодня это не только день триумфа акта о безоговорочной капитуляции нацистской Германии, но и день памяти. Памяти о павших, благодарности живым ветеранам, осознания силы народного единства, ценности жизни, мира и чистого неба над головой.
Казахстан бережно хранит память о вкладе своих сыновей и дочерей в Великую Победу. 9 Мая в стране – официальный выходной и День памяти воинов, павших в боях. Государство оказывает поддержку ветеранам, отдавая дань уважения их подвигу.
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подчеркнул: «9 Мая занимает особое место в нашей истории. Мы победили благодаря героизму фронтовиков и самопожертвованию тружеников тыла. Наш священный долг — помнить наших ветеранов, отдавших свою жизнь за свободу страны и светлое будущее поколения, и воздать должное их героизму».

Тема войны глубоко проникла в культуру и искусство. Она отразилась в живописи, графике, плакатах, кино и театре. Героями художественных произведений становились участники сражений, свидетели тех мрачных лет, а после и потомки, осмысляющие трагедию и героизм через искусство. Военные сюжеты продолжают вдохновлять и современных художников — тех, кто смотрит на историю с позиции своего поколения, с новой душевной глубиной.
В честь 80-летней годовщины окончания самой разрушительной войны XX века, Великой Отечественной, ставшей тяжелым испытанием для народов СССР, в том числе и Казахстана, более 70 лет входившего в его состав, в память о миллионах унесенных жизней, о беспримерном мужестве и великой цене Победы, Almaty Gallery при КГКП «Алматы әуендері» Управления культуры города Алматы совместно с общественным фондом «Академия художеств РК» представляет выставку живописи и скульптуры «Великая Победа — дань уважения подвигу, пример для поколений».

В экспозиции вы увидите произведения членов ОФ «Академия художеств РК», среди которых выдающиеся деятели культуры и искусства: заслуженный деятель РК, кавалер ордена «Құрмет», лауреат Государственной премии РК, президент ОФ «Академия художеств РК» Амандос Аканаев; заслуженный деятель РК, председатель Союза художников РК Умирбек Жубаниязов; президент Международного независимого женского фонда художников «Таң-Шолпан» Жамиля Такен; художники, внесшие значительный вклад в развитие изобразительного искусства страны Нэлли Бубэ, Максат Кантарбаев, Марлан Нысанбаев, Бейсебек Аканаев, а также многие другие мастера изобразительного искусства.
На картине Бейсебека Аканаева «Хворост-топливо» перед зрителем разворачивается сцена, наполненная тихой трагичностью и внутренней силой. По иссушенной степи медленно идет казашка. Ее спина сгорблена под тяжестью вязанки хвороста, перетянутой грубыми веревками, словно груз войны и лишений, который она вынуждена нести. Лицо искажено страданием, каждый шаг отдается в теле глухой болью. За ее спиной — ребенок, тоже с вязанкой, но поменьше.

Ноша, которую несет женщина, поразительно напоминает крылья — поломанные, обожженные, но все же расправленные как образ стойкости и немой решимости. Небо на заднем плане пылает. То ли от заходящего солнца, то ли от метафорического пламени военного времени. В нем будто запечатлены и горечь утраты, и обжигающая тяжесть жизни в тылу, и прямая ассоциация с хворостом как с единственным топливом, согревающим дома и поддерживающим существование.
Контрастным акцентом всей композиции становится река. Прозрачная, ледяная, стремительная. Ее течение словно ведет героев вперед вдоль линии жизни. Она — символ надежды, движения, внутренней силы. В ней заключено обещание будущего благополучия, которое, несмотря ни на что, будет достигнуто.
Полотно Жазиры Кантарбаевой «Врачи войны» — пронзительное художественное высказывание о тихих героях войны. На нем — лица военных врачей, скрытые за белыми марлевыми повязками. Единственное, что остается открытым миру, — их глаза. Взгляд каждого из них особенный: в одних — печаль и изнеможение; в других — пустота, лишенная надежды; в третьих — сдержанная решимость, упрямое человеческое «нет» смерти и отчаянию.
Ведущим эмоциональным акцентом картины становится кровавая волна, подступающая с одного края полотна. Сначала — как легкие, едва заметные мазки, касающиеся краев лиц. Но от фигуры к фигуре она растет, густеет, темнеет, чтобы к другому краю работы уже практически поглотить персонажей. Эта волна не только символ крови, пролитой на войне. В ней заключена глубочайшая жертвенность, с которой врачи вступали в бой со смертью. Это кровь тех, кого они спасли, и тех, кого спасти не успели. И, конечно, это и кровь самих медиков — ангелов, отдавших свои жизни на фронте не с оружием в руках, но со скальпелем, бинтами и молчаливым бесстрашием.

Графическая работа Оразбека Есенбаева «Молитва», выполненная черной шариковой ручкой, поражает своей аскетичной выразительностью и оглушительным трагизмом. Перед зрителем — поле смерти, усыпанное свежими холмами могил. Тут и православные кресты, и мусульманские надгробия, и буддийские упокоения. Пространство боли и потери, где не имеет значения вера, потому что общим становится одно — немыслимая и невосполнимая утрата.
В центре композиции мы замечаем три фигуры священнослужителей. Представители мировых религий склоняют головы в единой молитве за павших. Их позы строги и собраны, пока они просят о покое для тех, кто погиб страшной и безвременной смертью. За спинами героев разворачивается то, что делает произведение поистине метафизическим. Ввысь, почти растворяясь в невесомом фоне, поднимаются сотни безликих силуэтов. Освобожденные души, они уходят куда-то за грань бренного физического страдания.

Работа «Молитва» — одна из самых сильных в экспозиции. Это не только великая скорбь, но и великая надежда. В ней звучит призыв к памяти, уважению и внутреннему объединению перед лицом утрат, которые человечество переживало и, увы, переживает вновь и вновь.
А между тем выставка «Великая Победа — дань уважения подвигу, пример для поколений» ждет зрителей в пространстве Almaty Gallery до 13 мая 2025 года. Арт-центр работает со вторника по воскресенье с 11.00 до 19.00. Вход свободный.
Фото Талгата Галимова