В Алматы в Центральном выставочном зале ГМИ РК имени Кастеева проходит персональная выставка молодой художницы Екатерины Тереховой «В предчувствии весны». На ней представлены пейзажи, портреты и бытовые зарисовки, мастерски выполненные в трогательном слиянии импрессионизма и реализма. Нежные, ностальгические и пронзительно живые, эти произведения отогревают и дарят надежду на приход долгожданного тепла после затянувшихся холодов.
Екатерина Терехова родилась в 1997 году в Москве, сейчас же проживает и творит в Алматы. Училась станковой живописи в Алматинском колледже декоративно-прикладного искусства имени Орала Тансыкбаева, является выпускницей Московского академического художественного училища памяти 1905 года.
В настоящий момент девушка продолжает профессионально развиваться в Российской государственной специализированной академии искусств. Ее произведения уже были высоко оценены поклонниками искусства, в том числе зарубежными коллекционерами и дипломатами.
Создавая образы своих персонажей на полотне, Екатерина стремится не только зафиксировать внешние характеристики, но и разгадать их внутренний мир, чувства и мысли.
Творчество художницы сосредоточено на классических жанрах — портрете, пейзаже, но проскальзывает в нем и экспериментальное видение, что обращает каждую ее экспозицию в удивительный для зрителя опыт.
Работы Тереховой отличаются яркой живописной манерой и насыщенной цветовой палитрой. Играя оттенками, она мастерски передает многослойность характеров героев, тонкость природных образов, живость атмосферных сцен. Художница выискивает вдохновение в окружающем ее мире и с тонкой проницательностью запечатлевает природу в ее мимолетных состояниях, а также эмоциональные метаморфозы людей. На ее полотнах можно застать как нежные лирические сцены, так и мощные, динамичные, исполненные страсти экспрессивные композиции.
В ее творениях заметно влияние импрессионизма и реализма. Эти элементы и позволяют художнице создавать уникальные визуальные эффекты, с головой погружающие зрителя в пространство картин.
Значительная часть представленных на выставке работ выполнена в технике alla prima, что с итальянского можно перевести как «сразу» или «с первого раза». Беря ее на вооружение, художники наносят краску за один сеанс, не давая слоям высохнуть полностью. Таким образом на полотне рождаются мягкие плавные переходы, богатые и выразительные текстуры.
Метод alla prima раскрепощает автора, дает много пространства для импровизации, позволяет создавать живые, эмоционально насыщенные сюжеты. Однако же, несмотря на скорость и непосредственность, он требует от художника высокой точности и внимательности. Процесс сложен в управлении, и необходимо научиться ощущать момент, когда краска еще влажная, но уже готова к новому слою.
К слову, интересно и то, что техника alla prima ярко резонирует с импрессионизмом, излюбленным художницей направлением в живописи. Связь между ними — методом и стилем — более чем неоспорима. Оба чаще всего задействуют сочную палитру для достижения эффекта света и динамики. Оба осознанно оставляют видимыми следы от кисти или мастихина. Оба требуют от автора входить в режим «здесь и сейчас».
И импрессионисты, и художники, работающие в этой технике, запечатлевают скорее живость мгновения, его эмоции и мимолетную атмосферу, нежели детализированный щепетильный образ. Так рождаются та самая поэтичная легкость, ощущение намеренной незавершенности, дающей столько пространства для восприятия.
Например, в работе Екатерины «Лучи солнца сквозь деревья» вопреки размашистости мазков и резкости силуэтов взору смотрящего открывается неожиданно нежная и пронзительно живая сцена. В ней словно осязаемыми становятся наконец отогревающиеся после долгой зимы стволы деревьев, мерцающие мириадами оттенков сугробы и ослепительные солнечные нити, предвещающие скорую весну.
У художницы вообще отлично получаются сцены интуитивно считываемые и узнаваемые, полные ностальгии и трогательности. Будь то зимний день, полный детской радости, туманное безмолвие на проселочной дороге или же проникнутая домашним уютом новогодняя сценка с участием любимого питомца.
В экспозиции зритель застанет как работы раннего периода творчества Тереховой, так и совсем свежие произведения, выполненные в только наступившем году. К таким относятся масштабные полотна «Дыхание весны» и «Танец ветвей», в пространстве галереи соединенные в диптих. Любуясь оживающими, набирающимися сил деревьями с позиции художницы, глядя на то, как их ветви устремляются ввысь, мы становимся частью их удивительной беседы с небом, ветром и весной.
Российский искусствовед, владелица известной московской галереи Bagratuni Art Gallery Анна Багратуни так пишет про творчество Екатерины Тереховой: «Глядя на по-детски чистые, с непосредственным и цельным восприятием окружающего мира работы художницы, хочется воскликнуть: «Люди, оглянитесь вокруг себя, прекрасное совсем рядом!».
Представители Музея искусств имени Абылхана Кастеева отмечают: «Работы Екатерины заставляют задуматься и прочувствовать мгновение, потому выставка станет не только эстетическим наслаждением, но и возможностью взглянуть на искусство свежим взглядом, ощутить энергию молодой художницы и открыть для себя новые художественные смыслы».
Фото Талгата Галимова