Центральный выставочный зал Национального музея искусств имени Кастеева провожает год выставкой Светы Березовской «Нет, не все». В работах, созданных за последние пять лет, художница исследует темы времени, памяти, одиночества и человеческого присутствия в мире, где реальность часто кажется зыбкой и многозначной. Через фигуративную живопись, манипуляцию форматом и насыщенную палитру Березовская открывает пространство для глубоких размышлений о том, что остается незримым, но определяет наше восприятие мира. Выставка не предлагает готовых ответов, а дарит зрителю шанс активно участвовать в переживании и осмыслении текущей реальности.
Света Березовская родилась в 1974 году в Алма-Ате. Это художница, чье творчество неразрывно связано с переходными периодами истории и культуры. Выросшая в эпоху перемен — от социалистических утопий до реформ и становления современного искусства Казахстана, она всегда активно искала новые формы выражения и экспериментировала с художественными методами.
Получив искусствоведческое образование в Санкт-Петербурге, в начале 2000-х Березовская активно включилась в культурную жизнь Алматы, участвуя во множестве выставок. За ее плечами более тридцати лет работы в мастерской и публичного представления своих произведений, непрерывного исследования влияния искусства на художника и зрителя, а также пространство их взаимодействия.

Березовская обращается к скрытым аспектам повседневности, исследуя тонкие проявления времени, места и человеческого присутствия, чтобы выловить тончайшие нюансы восприятия реальности.
Выставка «Нет, не все», открывшаяся в стенах ЦВЗ 19 декабря, объединяет работы, созданные в период с 21 февраля 2020 года по 20 августа 2025 года, и приглашает зрителя в пространство, где личные переживания художницы переплетаются с коллективными ощущениями последних лет.

Центральная тема экспозиции — повседневный человеческий опыт, который художница рассматривает как ключ к пониманию современной экзистенциальной реальности. В фокусе ее внимания оказываются тонкие состояния, которые формируют наше восприятие реальности: паузы, напряжение, неуловимые эмоции, часто остающиеся вне поля зрения.
В новых работах художница впервые использует технику темперы и многослойности, что усиливает ощущение хрупкости и телесности восприятия. Фигуративная живопись здесь становится не иллюстрацией, а носителем переживаний и смыслов, создавая пространство для диалога между художником и зрителем. Отказываясь от прямого нарратива, она предлагает зрителю возможность активно участвовать в процессе переживания и интерпретации, открывая новые смыслы.
Произведения, представленные на выставке, формировались в контексте трагических и противоречивых событий последних лет: пандемии COVID-19, начала войны в Украине, января 2022-го, политических и социальных изменений. Хотя эти события не отображены напрямую, их отголоски пронизывают работы.

«Январь», несомненно, одна из самых ярких и эмоционально тяжелых в экспозиции работ, созданная под впечатлением от трагических событий Кантара в 2022 году. Она же вынесена на афишу. Тут мы видим босоногого всадника, поднявшегося на исхудавшем коне. Ладони героя беззащитно раскрыты, пальцы вытянуты в напряжении, а тело будто зависло в попытке вырваться из невидимых оков. Глаза героя устремлены вверх, рот раскрыт, словно в немом крике или тщетной попытке вдохнуть воздух, полный свободы и жизни. Перед ним лишь белая стена, безликая и холодная, но за ней ощущается весь хаос тех дней, грохот, шум, беспредел, охватившие Алматы в январе. На резком контрасте в верхней части композиции синеет небо, застывшее над ним, как символ ясности и свободы, к которым он стремится в поисках ответов.
«Вид из окна» (гуашь, темпера, картон) — одно из самых необычных произведений на выставке. В его рамках художница сознательно отходит от привычной формы полотна, вырезая его силуэт в виде голубя. Внимание к деталям — аккуратно прорисованные глаза и лапки птицы придают работе выраженную символику. На фоне этого необычного контекста возникает сцена, словно вырванная из сна: дом с открытыми окнами, развевающиеся занавески, сорвавшаяся вниз фигура. Этот образ отсылает к зыбкости реальности, где присутствуют элементы несоответствия и дезориентации, которые автор, как и все мы, ощутила и ощущает в условиях изменчивости мира, минувших и до сих пор существующих социальных и политических катаклизмов.

Прием с выходом за рамки и манипуляцией форматом полотна Света повторяет и в произведении «Волна» (гуашь, темпера, картон). Перед нами сцена, где поля сменяются одно за другим, а цветовая палитра преображается от грозового синего к малахитовому, морскому зеленому и, наконец, теплым травянистым оттенкам. Каждая волна живо передает ощущение того, как пространство дышит, фиксируя мимолетность момента. В этом пейзаже единственным героем становится мужчина, одиноко копающий яму в палящую жару. Он, словно воплощение одиночества, тишины и внутренней пустоты, которые художница изображает с особенной точностью, наполняя произведение глубоким экзистенциальным смыслом.
Организаторы экспозиции подчеркивают: «Нет, не все» — это пространство внимательного присутствия, в котором зритель сталкивается с вопросами времени, памяти, телесности и социальной ответственности. Выставка не стремится подвести итоги или предложить готовые ответы. Она скорее фиксирует продолжающееся состояние, где прошлое, настоящее и неопределенное будущее переплетаются в живописной ткани произведений. Света Березовская приглашает зрителя к диалогу и к размышлению о том, что остается незримым, но определяющим наше восприятие мира. Экспозиция демонстрирует не только художественную зрелость и профессиональное мастерство Светы Березовской, но и ее способность через повседневное раскрывать сложные философские, социальные и психологические пласты современности, создавая живопись как пространство глубокого эмоционального и интеллектуального опыта».
Фото Талгата Галимова
