В музее искусств имени Абылхана Кастеева продолжается выставка «Цвет моей души» Малика Кайдарова. В экспозицию вошло более 30 живописных и графических произведений разных лет. Они ярко демонстрируют его авторский стиль и преданность собственному созерцательному взгляду, отточенному за годы творчества вопреки давлению новейших тенденций. Мастерски передавая образное содержание и духовно-эмоциональное начало сюжетов, Малик Уайсович органично вписывает в свои полотна особенности восточной и европейской художественных школ.
Малик Кайдаров родился 10 октября 1964 года в Кызылординской области. Трудовой путь начал в 1985 году, возглавив фотокружок в Доме пионеров. В 1986-1987-м работал монтажником на строительстве.
В 1988 году поступил в Алматинское художественное училище имени Н.В. Гоголя, которое окончил с красным дипломом. В 1992-м он продолжил обучение в Московской государственной академии художеств имени В.И. Сурикова, где специализировался на станковой живописи. Он является членом Союза художников Республики Казахстан и обладателем нагрудного знака Министерства культуры и информации РК «Деятель культуры».
Малик Уайсович с 1991 года активно принимает участие в республиканских выставках. В 1992 году его работа «Фетиш» была приобретена в художественный фонд выставочной дирекции Госкомитета по культуре КазССР. Несколько произведений находятся в фонде МГАХИ имени В.И. Сурикова. Работы живописца также хранятся в частных коллекциях Швейцарии, России, Казахстана, Бельгии и Дании.
Малик Кайдаров — художник, известный своими жанровыми картинами, пейзажами и портретами. Он стремится создавать законченные композиции, в которых раскрывается уникальный художественный мир.
В рамках выставки «Цвет моей души», открывшейся в стенах ГМИ РК, зрители имеют шанс увидеть рисунки и наброски разных лет, отражающие глубокое внимание мастера к созданию многосоставных живописных произведений. Используя различные техники — от мягкости карандаша до динамичности линий туши и насыщенности пастели, художник достигает мгновенного запечатления разворачивающегося события. Экспериментируя в набросках и рисунках, он переходит к живому и яркому языку живописи, который становится итогом работы над картиной.
Многие работы Кайдарова автобиографичны. Сцены из детства звучат особенно искренне и проникновенно. Изображая фрагменты личной истории, художник использует уникальную манеру трансформации национального быта людей и окружающих их предметов. Конкретика мотива мягко сглаживается цветовыми эффектами: иногда через особое свечение насыщенных оттенков серого и голубого, а где-то через яркие цветовые массы. Персонажи, предстающие перед зрителем, создают ощущение зыбкости ирреального пространства, одновременно сохраняя конкретность изображаемых сцен.
Природа взаимоотношений творчества Малика Уайсовича со зрителем строится на личной искренней заинтересованности в изображаемых фрагментах, стремлении к доверительному общению. В его работах утверждается образ личности художника, раскрывающейся в своей цельности и органичной связи с окружающим миром. Эти тенденции особенно ярко проявляются в страстных, порой сумеречно грустных или лирически музыкальных пейзажах.
Акцент на национальных особенностях в творчестве живописца вполне очевиден, однако его работы имеют и мультикультурное начало. Освоив основы ремесла в Москве и знакомясь с тенденциями западноевропейского искусства, он в своем творчестве проявляет живую и чуткую заинтересованность в эстетическом восприятии как национальных, так и региональных особенностей.
Этюды Малика Кайдарова особенно интересны, так как они ярко отражают его исключительный дар тонкого колориста и особенности творческой манеры. Работа над каждой картиной начинается с первичных набросков, в которых художник передает свои первые впечатления от увиденного словно на одном дыхании, в пределах небольшого формата.
К числу безусловных достижений художника можно отнести работы, посвященные родной земле. Его пейзажи, наполненные светом и включающие жанровые сцены, звучат ярко и образно. Эти композиции, пропитанные солнечным светом, рассказывают о жизни и богатой природе различных уголков Казахстана.
Особое место в творчестве мастера занимают серии рисунков, посвященные казахским национальным играм. Лаконично и выразительно художник строит композицию, которая погружает зрителей в атмосферу родных традиций и воспоминаний о детстве.
Организаторы выставки отмечают: «Обращаясь к передаче особенного чувства проникновенности и гармонии с окружающим миром и Вселенной, важно проследить начальный этап работы. Первое чувство от увиденного ландшафта художник буквально схватывает и передает в своих этюдах. Непременным условием для Малика является стремление оттолкнуться от реально увиденного и прочувствованного в визуальном впечатлении. Независимо от изображаемого времени и пространства художник измеряет философию бытия единой мерой — человечностью. Внимание Малика Кайдарова устремлено не столько на стилистику, сколько на духовно-эмоциональное качество образного содержания, которое органично вмещает особенности европейской и восточной школ».
Фото Талгата Галимова