Казахстанский живописец Нуршидин Баратов принял участие в ежегодном международном пленэре «Пластовская осень», посвященном 130-летию выдающегося советского художника-живописца Аркадия Пластова. Выездная сессия состоялась на родине Аркадия Пластова - в селе Прислониха Карсунского района Ульяновской области.
По словам Баратова, устроители пленэра предлагают увидеть пластовскую Прислониху глазами живописцев, прочувствовать красоту селения, проникнуться его неповторимой атмосферой, а также оказаться у истоков мастерства величайшего живописца.
В пленэре участвовали художники из всех регионов России. Единственным представителем Казахстана был Нуршидин Баратов. Мастера живописи побывали в мастерской Аркадия Пластова, музее его имени, пообщались со старожилами села, посетили заповедные природные места, которые в свое время запечатлел в своих полотнах Пластов. Цель пленэра состояла в том, чтобы его участники, вдохновленные природой региона, создали собственные произведения.
«Когда Аркадий Пластов получил статус народного художника, ему выдали мастерскую в Москве, и в его работах стали появляться образы горожан. Но в основном он писал сюжеты на сельскую тематику», - отмечает Баратов.
Казахстанец запечатлел на своих полотнах непривычные его глазу пейзажи средней полосы России. Однако поскольку Баратову близок пластовский стиль, получилось вполне аутентично.
«Все персонажи, которых писал Пластов, были жителями этих мест. Здесь сохранилось множество объектов тех времен - колодец, ручей, деревянные избы, их раннесоветский интерьер. Вся местность - культурный памятник».
Нуршидин ездил по региону, запечатлевая разные уголки - покосившуюся деревянную избушку, забор-штакетник, красивый резной дом с узорчатыми ставнями на окнах, обстановку внутри избы - панцирную кровать, застеленную расшитым покрывалом, старинный сундук, гармошку, красочные занавески на окнах.
Аркадий Пластов - дитя советского времени. Его полотна полны сюжетов на тему социалистического ударного труда, советских праздников, трудовых будней. Но талант художника был всеяден, он писал трогательные пейзажи - «Дубы», «У речки», «Облачные тени», «Яркая весна», правдивые горькие истории - «Фашист пролетел», «Немцы идут», знаковые картины эпохи - «Колхозный праздник» и «Купание коней», светлое полотно «Когда на земле мир».
Известны прекрасные пластовские ню - «Весна», «Трактористки». Как сегодня пишет искусствовед М. Федорин, «это и есть настоящее искусство - искреннее, душевное, не оставляющее места для какой-либо пропаганды».
Картина «Фашист пролетел» стала одной из самых трагических и сильных художественных работ, созданных во время войны и о войне. Искусствовед О. Сопоцинский писал об этом полотне: «Бессмысленность трагически оборванной жизни особенно впечатляюща на фоне мирной природы, в тихом уголке, где нет и намека на войну. Картина Пластова проникнута глубоким гуманистическим содержанием. В ней слышится проклятие войне».
Казахстанский художник Нуршидин Баратов отдает должное классику соцреализма: «Мы помним его работы еще по учебнику «Родная речь», который был проиллюстрирован репродукциями Пластова «Ужин тракториста», «Сенокос». Нам, школьникам, давали задание написать сочинение по картинам в Букваре. Собственно, для меня это и были первые впечатления о живописи. Реалистическая школа в живописи зиждется на творчестве таких мастеров, как Пластов. Он - один из ярчайших классиков».
Не укрываются от внимания Аркадия Пластова, воспитанного в атеистическом обществе, и сельские пейзажи, в центре которых - храмы. Тема веры близка Аркадию, ведь он родился в семье потомственного сельского иконописца.
Родителям Аркадия Пластова ясно представлялось будущее сына - они видели его священником. После окончания третьего класса сельской школы юный Аркадий становится учащимся Симбирского духовного училища. А спустя пять лет поступает в Симбирскую духовную семинарию. Весной 1908 года Пластов знакомится с артелью иконописцев, работники которой обновляли церковку в Прислонихе. Руководителем артели был отец художника - Александр Григорьевич - церковный староста и псаломщик.
Архитектором, который построил церковь в Прислонихе, был дед художника - Григорий Гаврилович Пластов. А сам Аркадий восторженно писал о строительстве церкви: «Когда начали ставить леса, тереть краски, варить на крутом берегу речки олифу, я был сам не свой и ходил как зачарованный около приехавших чудодеев».
Именно отец научил Аркадия основам живописи - начиная с растирания красок. Художник писал об этом в своем дневнике: «Саженные пророки и архангелы с крыльями обступили меня кругом. Как зачарованный я во все глаза смотрел, как среди розовых облаков зарождался какой-нибудь красавец-гигант, крылатый, в хламиде цвета огня».
«Быть только живописцем и никем более!» - произносил Аркадий пересохшими от волнения губами.
С этой клятвы и начался путь художника. Скоро в семинарии появился урок рисунка, как вспомогательную дисциплину его вел молодой художник Д. Архангельский, он и выступил в роли наставника Аркадия Пластова. Ученик знакомился с произведениями классиков - Васнецова, Сурикова, Репина и Нестерова. Под влиянием их картин Аркадий начал работать - «малевать богатырей, домовых в конюшнях, леших, лошадей, богомолок на пустых проселках, жнецов в знойных полях, стариков в чапанах, убогие деревеньки, занесенные снегом».
Удивительно, но колорит того времени сохранился в Прислонихе и сегодня. Исчезла церковь, стоящая рядом с домом художника, столь дорогая семье Пластовых. Нуршидин Баратов рассказал, как построенный еще дедом Аркадия Пластова храм дважды горел - сначала в годы богоборчества, во второй раз в 2018 году. В свое время Аркадий вместе с отцом участвовал в реставрации церкви, которая осталась запечатленной на его полотнах.
Внимание художников привлекали стоящие в разных местах церкви.
«Поразил храм с черными куполами, как мне пояснили, это староверская церковь - купола выглядят так, будто они облиты смолой. У меня скорее живописный, эстетический интерес к этим строениям, нежели религиозный, как к цветовому объекту. В любом случае храмы созданы людьми с любовью. Это творение человеческих рук. И насколько оно близко природе? Даже если человек не верит так, как иконописец при написании иконы, все равно ощущается, что Пластов писал с глубокой верой. Это видно невооруженным глазом», - рассказывает один из участников пленэра.
Хотя воспитывался Нуршидин Баратов в советское атеистическое время, он убежден, что частичка Бога есть в каждом человеке: «И если каждый будет ощущать в себе это присутствие, то и грешить не станет. Ганс Христиан Андерсен сказал, что некоторые атеисты не знают, насколько они близки Богу - даже больше, чем некоторые религиозные деятели».
Нуршидин бывал в православных храмах, костелах, синагогах и, конечно же, в мечетях: «И везде ощущается, что это дом Бога духовное место».
Личность Аркадия Пластова интересует живописцев разных эпох и народов. Он один из самых ярких и самобытных мастеров эпохи. Аркадий Пластов - народный художник СССР, лауреат Госпремии СССР, Ленинской премии и Госпремии имени Ильи Репина, был автором тематических и исторических картин, иллюстратором, портретистом и пейзажистом. Обладатель трех орденов Ленина, медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.», медали «Белый лотос» Калькуттского общества искусств (Индия), золотой медали Минкультуры СССР, почетного диплома Всемирной выставки в Брюсселе. Аркадий Пластов внесен в Золотую книгу почета Ульяновской области (посмертно).
Художник работал до последнего дня. Его не оставляло художническое восхищение жизнью: «Бесконечно много можно увидеть здесь, в родной Прислонихе, и невольно вздрогнет сердце, а вдруг не осилишь, и невольно подтвердишь себе в который уже раз, что нет ничего лучше, чем быть живописцем. Я работал, задыхаясь от счастья».
Умер Аркадий Александрович Пластов 12 мая 1972 года в своей родной деревне.
Пластовкие пленэры - неотъемлемая традиция. Более 11 лет собираются в селе Прислониха Карсунского района Ульяновской области художники-почитатели и продолжатели великого таланта Аркадия Пластова. В этом году на родине народного художника состоялся уже двенадцатый пленэр, который посетили мастера из Великого Новгорода, Омска, Сердобска, Казахстана и Ульяновска. Многие приехали в Прислониху впервые.
Куратор пленэра - заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, член Ульяновского регионального отделения Союза художников России Ирек Нуртдинов. Работы, созданные на международном пленэре, были представлены на выставке во время торжественного открытия XIII Международной ассамблеи художников «Пластовская осень» в селе Прислониха. Лучшие из живописных полотен пополнили фонды Ульяновского областного художественного музея.
В этом году XIII Международная ассамблея художников «Пластовская осень» прошла в рамках второго уик-энда фестиваля «Аркадия», в рамках которого в Ульяновск были также привезены работы Аркадия Пластова из Эрмитажа и Третьяковской галереи. В самом музее Пластова состоялась выставка эскизов и графики.
Галина Галкина
Фото из личного архива Нуршидина Баратова