Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
О самом важном на языке искусства
КультураИскусство

О самом важном на языке искусства

В Алматы прошла выставка молодых художников из Центральной Азии

В арт-пространстве Almaty Gallery завершилась выставка «Голоса», оказавшаяся масштабной панорамой актуального искусства Центральной Азии. В экспозиции были собраны работы молодых художников из Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана. Гости застали живопись, графику, мозаику, digital art, видеоарт, видеоэссе и произведения в смешанных техниках. Авторы подняли темы идентичности, тела, феминности, природы, личной и коллективной памяти, уязвимости, силы, любви, близости, границ между личным и общественным. Куратор выставки — Оля Веселова.

«Голоса», встречавшие зрителей с 21 до 30 сентября, стали открытой платформой для диалога, в котором звучат яркие разноплановые художественные высказывания из пяти стран Центральной Азии: Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана. Этот проект оказался своего рода региональным портфолио-ревю, где молодые художники представили личные и коллективные нарративы, исследовали идентичность, общественные конфликты, культурную преемственность и глобальные перемены.

Сыздыкова культура (1).jpg

В последние годы интерес к искусству Центральной Азии заметно возрос. Все чаще звучат слова о его уникальности, самобытности и потенциале. Но за этими разговорами часто остаются в тени художники из стран, реже присутствующих на международной сцене. Организаторам выставки «Голоса» было важно услышать всех, представить разные художественные языки, визуальные стратегии и интонации региона без географических или политических границ внутри него.

Корреспонденту «НП» также удалось побеседовать с куратором проекта Олей Веселовой о его уникальности и о том, к какому важному диалогу выставка пригласила каждого зрителя.

— Что было для вас как для куратора самой большой задачей при организации выставки?

— Это одна из самых масштабных выставок современного искусства молодых авторов, до 35 лет, из Центральной Азии. Обычно в таких проектах мы фокусируемся на Кыргызстане, Узбекистане и Казахстане, однако искусство существует и в других странах региона. Для меня как куратора было сложно работать «на ощупь», большинство работ я никогда не видела вживую, только на фото. Кроме того, эта выставка — результат конкурса фонда Easy Art. Перед ней проходил open call с участием более 450 авторов, а жюри отобрало финалистов. Именно они были представлены на выставке. И она учитывает не только мое видение как куратора, но и мнения других членов нашей команды. Также было трудно объединить разные голоса и стили, так как за последние тридцать лет искусство в странах региона развивалось по-разному, несмотря на общие корни и историю. А потому нужно было представить разнообразие в едином выставочном высказывании, что стало особым вызовом и важным аспектом работы.

Сыздыкова культура (2).jpg

— Что, по-вашему, важнее всего было понять и прочувствовать зрителю, чтобы по-настоящему услышать голоса этой экспозиции?

— Сила этого художественного исследования в том, что оно помогает заметить общие черты и различия между культурами и людьми Центральной Азии. Зритель мог увидеть себя в работах художников из другой страны или через них понять свои собственные особенности. Разнообразие выставки дало каждому возможность найти в работах что-то свое, почувствовать связь или отличия, а также открыть новые горизонты для исследования себя. Такой подход делает искусство более личным и актуальным для каждого зрителя.

Несмотря на формальное и стилистическое разнообразие, участников объединила чувствительность к схожим темам: экологии, истории, идентичности, телу и его репрезентации. Так, Интизор Отаниезова обратилась к проблеме водных ресурсов и экологического истощения, а Аида Әділбек исследовала вопросы национальной идентичности через видеоарт, в том числе через архивные образы и мифологемы. Схожие вопросы подняла и Сая Саят, нашедшая визуальный язык для внутреннего раскола между традицией и современностью. Анастасия Жарко презентовала мозаику — монументальную технику, через которую она размышляет о будущем.

Сыздыкова культура (3).jpg

Женская тема оказалась одним из фокусных направлений выставки. Женщина стала не объектом изображения, а самостоятельным субъектом, говорящим от первого лица. Работы, посвященные феминности и телесности, сформировали поистине насыщенное, многослойное высказывание.

Графика Айдан Турумбековой и digital-иллюстрации Алины Швырловой исследовали женский опыт в его интимной, уязвимой и одновременно очень политической плоскостях.

Бегимай Исаева через живопись раскрыла внутренние состояния, телесную память и эмоциональные ритмы. В работах Галины Цепиловой, Жанель Шахан и Махым Атаковой женские образы насытились эмоциональными красками, актуальной остротой.

Сыздыкова культура (5).jpg

Монументальная живопись Тойлы Чопанова переосмыслила женскую фигуру в контексте коллективной памяти, а Фарангиз Таштемирова представила работы в духе социального реализма, поднимая тему роли женщины в общественном устройстве. Видеоарт Ярославы Фокиной поставил под вопрос устоявшиеся социальные нормы, касающиеся женственности, и вступил в визуальный диалог с работой Элины Мартемьяновой, также исследующей границы гендерной идентичности.

Экспрессивные живописные и графические работы Зилолы Кодировой, Рушаны Алимовой, Камилы Сидиковой, а также социальные портреты Алины Кунаковской придали еще больше оттенков и ритмов, подарив проекту эффект хорового звучания.

Темы гендера и взаимоотношений между полами нашли отражение в работах Бахтияра Смагула и Сардора Эркинова. Оба художника исследуют напряжение, границы и возможности диалога между мужчинами и женщинами в условиях меняющегося общества.

Сыздыкова культура (6).jpg

Работы участников оказались удивительно разнообразны по технике, интонации, визуальному языку. Каждое произведение звучало по-своему, но вместе они сформировали тонкую и многослойную ткань общего высказывания.

Так, например, масляное полотно «Сон на заре» художницы Рушаны Алимовой — это ода тишине, любви и медленному утру. Картина написана сочной чистой палитрой, будто сама природа приложила к ней кисть. В мягких волнах густой зеленой травы на импровизированном ложе, укрытая одеялом цвета спелого апельсина, мирно спит пара. Над ними — цветущий урюк. Белые лепестки оседают на волосы героев, на траву, растворяясь в утреннем покое. Все в работе дышит нежностью, теплом и гармонией. Здесь нет суеты, только счастье простого момента.

Триптих Анастасии Жарко «Все осколки будущего: видеть, говорить, чувствовать» работает в совершенно иной плоскости. Он ритмичный, визуально насыщенный и концептуально многослойный. Три небольших мозаики, выполненных из керамики, смальты и дерева, напоминают кадры из анимации или фрагменты поп-арта, в которых угадываются части женского лица. Каждый фрагмент символизирует одно из чувств — взгляд, речь, прикосновение — и задает свою эмоциональную вибрацию. Композиции насыщены цветами, неожиданными фонами, графичными акцентами, что добавляет образам живость и напряжение.

Сыздыкова культура (10).jpg

Особое значение здесь приобрела сама техника. Множество вручную вырезанных кусочков плитки складываются в единое изображение. Этот жест стал метафорой множества реальностей, бесконечных сценариев, которые формируются каждым нашим действием, выбором, словом. Работа превратилась в некий визуальный калейдоскоп, где сменяются перспективы, возможные будущие внутренние состояния.

На входе в экспозицию зрителя встречало большое полотно Сардора Эркинова «Ты мой вечный покой» — мощное по цвету и удивительно тонкое по настроению.

Композиция разворачивается на фоне природы: на разложенном покрывале отдыхает пара. Мужчина бережно прижимает к себе женщину, словно находя в ее присутствии точку опоры, источник внутренней силы и спокойствия. Это сцена не про страсть, а про доверие, про редкое состояние душевного покоя рядом с другим.

Сыздыкова культура (13).jpg

Цветовая палитра — охра, глубокий синий, лимонный, оттенки зелени — отсылает к весне, обновлению, гармонии с окружающим. Под рукой женщины лежит тюльпан — почти незаметный, но значимый акцент, возможно, символ ее внутреннего цветения, способности исцелять, вдохновлять, быть живой стихией рядом. Это полотно про близость, которая не требует слов.

Проект «Голоса» стал живым пространством встречи с новым поколением художников региона. Их произведения — это не просто изображения, а маяки, ведущие к обсуждению актуальных тем современности: от личного к политическому, от локального к универсальному. Каждый представленный голос оказался невообразимо важен, каждый стал частью общего культурного пейзажа региона, который только начинает вырисовываться в полную силу.

Фото Талгата Галимова

Читайте в свежем номере: