В Астане в Национальном музее РК состоялось торжественное открытие выставки «Шелк и Шелковый путь — из Китая в Казахстан», приуроченной к Году туризма Китая в Казахстане.
Экспозиция была составлена на основе исследований Китайского национального музея шелка в области шелкового искусства и его распространения. Выставка экспонировала изделия из этого удивительного материала, искусство которого зародилось в Китае много веков назад, параллельно иллюстрируя культурный обмен и взаимное обогащение Востока и Запада, ставшие возможными благодаря Великому Шелковому пути.
Как же появился шелк?
Легенда повествует о том, что Лоцзе — жена первого мифического императора Китая Хуанди, обнаружила на листьях тутовника кокон бабочки. Она решила, что это некий плод, который и вознамерилась попробовать. Но случайно обронила кокон в чашку с чаем и также случайно с удивлением обнаружила, что от него тянется легкая нить. И именно Лоцзе приписывают изобретение технологий шелкопрядения и шелкоткачества.
Между тем в Китае существовало четыре школы вышивки — сучжоуская, хунаньская, гуандунская и сычуаньская. Каждая из них имела свои особенности. Например, вышивка в Сучжоу подчеркивала детали и элегантность, в то время как стиль гуандунской вышивки характеризовался яркими цветами и декоративными рисунками. Сычуаньская вышивка показывала композицию узоров и яркость, а хунаньская специализировалась в освоении методов китайской живописи.
Что же касается видов шелковой ткани, то самыми знаменитыми стали боша, узорчатая шелковая ткань и парча.
Боша — это тонкая легкая ткань с полотняным переплетением, обладающая особым изяществом. Длинную одежду, сделанную из такого шелкового шифона, сравнивают с цветами, окутанными туманом. Тогда как узорчатая шелковая ткань подвергалась лощению и окраске, была мягкой и блестящей, отличаясь равномерным распределением цветов. Кроме того, узорчатая шелковая ткань — это ткань с диагональными рисунками, которая по красоте не уступала вышивке. На ней часто изображались разнообразные цветы и травы, а также извивающиеся драконы, фениксы, львы, кони небесного владыки, павлины. Сегодня эта ткань в основном используется для оформления произведений китайской живописи и каллиграфии. Характерной же особенностью парчи являлись разнообразные изящные многослойные узоры. Такая ткань считалась предметом роскоши. Наибольшей славой обладали сычуаньская парча, сунская парча и парча юньцзинь.
Отличительной особенностью сычуаньской парчи был ее ярко-красный цвет. Аналогичным образом производилась сунская парча, но сегодня эта ткань в основном используется в качестве материала, на который наклеиваются картины, а также для изготовления подарочных коробок.
Традиционная парча юньцзинь отличалась роскошным орнаментом, который делал ее похожей на разноцветные облака — отсюда и пошло название сорта, которое в переводе с китайского означает «облачная парча». Она использовалась при производстве высококачественной одежды.
Так что неслучайно экспозиция вернисажа состояла из трех разделов.
Во-первых, «Древние шелковые узоры Китая» — раздел, в котором были представлены реплики шелковых орнаментов, охватывающие период от эпохи Сражающихся царств до династии Цин. Экспонаты отразили эволюцию стилей китайского шелкового искусства за 2000 лет.
Во-вторых, это демонстрация культурного обмена между Востоком и Западом через Великий Шелковый путь. В этом разделе экспонировались артефакты, раскрывающие тему культурного взаимодействия. Коллекция включила в себя разнообразные предметы — шелковые ткани, изделия из кеси (резаный шелк), вышитые и тканые полотна, а также изделия из золота и серебра, керамику и другие артефакты декоративно-прикладного искусства.
И, наконец, третий раздел под названием «Современное возрождение и применение» был посвящен работам современных китайских дизайнеров, вдохновленных традиционными шелковыми узорами. Можно отметить, что представленные в нем модели отразили эстетические стремления и духовные ценности современного китайского общества.
Всего на вернисаже была представлена коллекция из 131 (оригиналы и реплики) работы: одежда, аксессуары и арт-объекты современных китайских дизайнеров.
Плюс в ходе открытия выставки гостям была продемонстрирована интерактивная программа, которая состояла из чайной церемонии и мастер-класса по нематериальному наследию Китая.
Например, под руководством мастера традиционного китайского чайного искусства посетители смогли познакомиться с ритуалом приготовления и подачи чая, узнать о сортах шелкового чая и его роли в древних культурных практиках. А во время мастер-класса по нематериальному культурному наследию Китая были проведены занятия по традиционным техникам шелковой вышивки и ткачества, а также дан краткий курс по каллиграфии и созданию элементарных шелковых узоров. В итоге все его участники унесли с собой собственноручно выполненный сувенир.
Остается добавить, что выставка будет открыта для посетителей до 8 августа текущего года.
Фото пресс-службы Национального музея РК