В Государственном музее искусств РК имени Абылхана Кастеева проходит выставка «Художник и ученый. Образы эпохи» Нагим-бека Нурмухаммедова, приуроченная к 100-летию со дня рождения знаменитого живописца, народного художника Казахской ССР, лауреата Государственной премии имени Шокана Валиханова, кандидата искусствоведения, ветерана Великой Отечественной войны. В экспозицию вошли значимые полотна, созданные им, виртуозным мастером, обладателем масштабного видения, за почти 40 лет неустанной работы.
В рамках празднования 100-летия со дня рождения Нагим-бека Джелаль-эд-Диновича состоялось открытие мемориальной доски на доме, где жил художник.
Первых зрителей экспозиция «Художник и ученый. Образы эпохи» встречала в пространстве ГМИ РК имени А. Кастеева 6 ноября.
С первых своих творений, таких как «Выступление М.В. Фрунзе перед ополченцами в Самарканде» (1953) и «Д.А. Фурманов среди народного ополчения в городе Верном» (1954-1958), художник продемонстрировал яркие черты своего творческого дарования. Эти произведения стали свидетельством того, что Нурмухаммедов уже на раннем этапе своей карьеры заявлял о себе как зрелый и уверенный мастер исторической живописи.
В этих картинах он не только сумел создать яркие, динамичные образы, но и успешно воплотил ключевые моменты отечественной истории, тем самым внося значительный вклад в развитие исторического жанра в изобразительном искусстве республики. Его творчество отразило важнейшие события и героев, что способствовало углублению зрительского восприятия исторической тематики и стало важным шагом в культурном наследии региона.
В серии полотен «На Казахстанской Магнитке», созданной по впечатлениям от поездки в Темиртау в 1959-м, художник запечатлел образ современной ему действительности. В ней он попытался отразить стремительное развитие промышленности — посреди открытой степи вырастал мощный металлургический комбинат, а рядом строился новый город Темиртау. Эти изменения, разумеется, не могли не впечатлить художника.
Немало живописец уделял внимания и жизни простых, но искренних и замечательных людей, их неразрывной связи с родной землей и трудом, из которых складывается сама суть их существования.
Серия работ, посвященная Военно-морскому флоту, была особенно важна для Нагим-бека Нурмухаммедова, поскольку она тесно связана с его собственной биографией. С глубоким уважением и чувством он создавал портреты офицеров и прославленных флотоводцев, раскрывая их героизм и преданность службе. Каждое произведение в этой серии оказалось не просто изображением человека, но и свидетельством его значения в истории флота и страны в целом.
Портретный жанр занимает поистине важное место в творчестве художника. За годы своей работы он создал обширную галерею портретов людей самых разных профессий, среди которых выдающиеся деятели культуры и искусства. Все эти произведения отличают особая одухотворенность, стремление передать не только внешность, но и внутренний мир героя. Нурмухаммедов мастерски раскрывал богатство духовной и интеллектуальной жизни своих героев, что делало каждый его портрет не просто изображением, а глубоким психологическим исследованием личности.
Яркой страницей в творчестве Нагим-бека Джелаль-эд-Диновича стали его путешествия по зарубежным странам. Где бы он ни находился — в Европе, Японии, Бразилии, Индии или Америке — художник непременно привозил с собой живые впечатления и острые наблюдения, которые затем находили отражение в его работах.
Эти картины становились своеобразными хрониками, запечатлевающими облик страны, людей и природы. Среди них такие произведения, как: «Встреча на Копакабане», «Портрет актрисы Марии Делла Коста», «Мостильщик улиц», «Окраина Сан-Пауло» и другие из бразильской серии; «Тибетский лама», «Портрет Ганди» из индийской серии; «Гора Фудзияма», «Хиросима», «Японский скульптор Хонго-Син с женой» из японской серии. Все эти полотна выполнены в характерной для автора манере, где глубина эмоциональных состояний героев передана с удивительной убедительностью, а колорит варьируется от изысканных приглушенных оттенков до ярких и напряженных красок.
Организаторы выставки «Художник и ученый. Образы эпохи» подчеркивают: «Необычайно многообразное творчество выдающегося мастера живописи. Портреты, пейзажи, жанровые композиции отражают художественную картину мира своего времени. Его богатая биография насыщена событиями. Он — участник Великой Отечественной войны, имеет награды, много путешествовал, вел активную общественную жизнь, писал книги по искусству. Во всем, что делал Нагим-бек Нурмухаммедов, неизменно присутствует чувство любви к стране, своему народу, к его жизни и традициям».
Однако вклад Нурмухаммедова в изобразительное искусство Казахстана далеко не ограничивается только живописью. Он также является кандидатом искусствоведения и автором многочисленных статей, посвященных народному творчеству казахов и современному искусству. Его исследовательская и писательская деятельность оставила значительный след в культурной жизни страны. Среди его публикаций — книги «Графика Казахской ССР», «Слава труду», «Искусство Казахстана», «Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави», а также «Художники Казахстана — участники Великой Отечественной войны». Эти работы свидетельствуют о его глубоком понимании и ценности культурного наследия Казахстана, а также об активной роли художника в сохранении и распространении знаний об отечественном искусстве.
Выставка «Художник и ученый. Образы эпохи» Нагим-бека Нурмухаммедова ждет зрителей в пространстве Музея имени Абылхана Кастеева до 8 декабря 2024 года.
Фото Талгата Галимова