На стыке времен. Под таким девизом в столичном Национальном музее проходит выставка ковров афганских казахов. Вниманию посетителей представлены ковровые изделия компании Nasim Nayman Qazaq Karpet, которая производит одни из лучших ковров в мире. Насим Найман с самого детства занимался ковроткачеством и способствовал развитию в Афганистане этого ремесла и искусства, ведь изделия — ручного производства.
Представители казахской диаспоры, в свое время переехавшие в Афганистан, сумели профессионально заняться там ковроткачеством. И сегодня казахский ковер из Афганистана относится к наиболее качественным произведениям искусства, известным во всей Южной Азии.
— Я хочу отметить, что двери Национального музея всегда открыты для мероприятий, направленных на развитие нашего народного ремесла. Один из ярких примеров — открытие в Национальном музее «Центра ремесленников». Сегодняшняя выставка также является подтверждением. В экспозиции на всеобщее обозрение выставлены ковры, сотканные казахами из Афганистана, которые не только вносят большой вклад в развитие данного ремесла, но и продвигают его на мировом уровне, — заявил ученый секретарь Национального музея РК Саялбек Гизатов в ходе открытия мероприятия.
Любопытно, что на представленной выставке можно было увидеть множество самых разных вытканных сюжетов — от ковра с изображением государственного флага до копии Пазырыкского ковра, хранящегося в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Всего же во время вернисажа в Национальном музее было продемонстрировано около 60 ковров, сотканных в течение всего 2023 года — выдающихся произведений узелковой вязки, удостоенных ряда наград в мире коврового искусства.
Ну а натуральная овечья шерсть, природные красители, нередкая артистичная искусственная состаренность, общая эстетика — все это делает каждый афганский ковер уникальным в любой коллекции.
Между тем напомним, что афганские — так же, как и пакистанские — ковры имеют классический растительный (флористический) дизайн. Либо дизайн, основанный на базе племенных мотивов. Также можно найти современные афганские ковры с геометрическими раппортами.
При этом ковры из Афганистана можно легко отличить от любых других по расцветке. Часто встречаются насыщенно-алые, бордовые и темно-красные тона. Неизменным атрибутом является черная окантовка узоров афганских полотен. В изготовлении таких изысканных вещей поражает и плотность плетения изделий — до 750 тысяч узелков на квадратный метр.
Основной орнамент казахских афганских ковров — это параллельные ряды геометрических фигур. Фон таких ковров также бывает красным, коричневым и желтым, причем в разных оттенках и комбинациях. Традиционный рисунок на ковре — это «слоновий след», или восьмиугольная геометрическая фигура.
И да, то, что называют афганскими и пакистанскими коврами, на самом деле нередко одно и то же. Объясняется это тем, что во время афганской кампании СССР и последующей гражданской войны по меньшей мере один миллион афганцев, спасая свою жизнь, перешли через афгано-пакистанскую границу и осели на территории современного Пакистана. Среди них были десятки и даже сотни тысяч ткачей, в том числе предки нынешнего виновника торжества. Кроме того, современные ковры из Афганистана почти никогда не отгружаются непосредственно из этой страны. Большую часть афганских ковров до стрижки и мойки переправляют в Пакистан или Иран, а уже после финишной обработки отправляют в Россию, Европу или США.
Нам остается добавить, что выставка будет ждать посетителей до 14 января наступившего года.
Фото Национального музея РК