Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Мозаика повседневности
КультураИскусство

Мозаика повседневности

Выставка Вячеслава Люй-ко в Музее имени А. Кастеева: жизнь как сцена

В Государственном музее искусств имени Абылхана Кастеева открылась большая персональная экспозиция Вячеслава Люй-ко, в которую вошли живописные и графические произведения, созданные им за последние три года. Каждое его творение не просто визуальный образ, а результат глубоких философских поисков, размышлений о вечном и стремительно меняющемся, о городе, символах, человеческих взаимоотношениях, жизни как о спектакле, в котором мы все актеры поневоле.

Вячеслав Люй-ко — один из самых ярких и узнаваемых художников современной казахстанской арт-сцены. Мастер кисти и рисунка, он создал выразительный авторский язык, в котором органично сочетаются классическая школа и актуальные художественные формы. Его произведения — это синтез мистики и философии, иронии и аллегорий, хроники настоящего и отголосков прошлого. В них можно уловить черты средневекового фарса, обрамленного в современное художественное мышление. Каждое его полотно — это размышление, притча, визуальный рассказ с множеством слоев.

Люй ко (1).jpg

Вячеслав Юрьевич родился в 1963 году в Мурманске. В 1968-м его семья перебралась в Казахстан. В 1985 году он окончил художественно-графический факультет Казахского педагогического института имени Абая. С 1986 по 1988 год преподавал живопись и технологию живописи там же.

С 1987 года является активным участником городских, республиканских, международных и персональных выставок. В 2006-м был избран лауреатом Общенациональной независимой премии Клуба меценатов Казахстана «Тарлан». В 2019 году удостоен Евразийской премии, а в 2023-м — национальной премии Umai.

С 2024 года по настоящее время занимает должность главного художника Национального русского театра драмы имени Михаила Лермонтова в Алматы.

Работы Вячеслава Люй-ко представлены в Государственном музее искусств РК имени Абылхана Кастеева, Национальном музее РК, а также хранятся в частных коллекциях в Казахстане, России, Турции, Германии, США, Канаде и других странах.

Люй ко (2).jpg

Его новая персональная выставка «Живопись и графика Вячеслава Люй-ко», развернувшаяся в пространстве музея искусств, представляет собой диалог искусства и философии, в котором переплетаются дыхание времени, вечные вопросы бытия и глубина культурных традиций. В экспозиции более восьмидесяти живописных и графических работ, созданных художником за последние три года.

В них эстетика формы и содержания соединяются, чтобы передать ощущение внутренней гармонии мира. Через художественный язык автор исследует суть человеческого бытия, его неразрывную связь со временем, а также тонкие перекрестки культур, народов и исторических эпох.

«Это не просто выставка, а путешествие в мир, где искусство становится философией, а философия — искусством. Это уникальная возможность взглянуть на мир через призму творчества художника, пережить с ним его внутренние поиски и обрести новые пути для осмысления жизни и красоты. Каждое произведение — это не только вопрос, но и ответ, отражающий бесконечный процесс познания и самопознания», — подчеркивают представители музея.

И действительно, каждое из представленных на выставке творений стремится заглянуть в самую суть такого многоликого и всегда очень неоднозначного человеческого бытия. 

Люй ко (3).jpg

Работа «Час пик» (2025), например, на первый взгляд представляет собой обычную городскую сценку. Плотный механический поток машин и автобусов медленно тянется по улице, скрывая за собой горизонт. Погруженные в свои заботы, пешеходы пересекают дорогу. Кто-то даже не отрывает взгляда от экрана телефона. Все они движутся как будто сквозь шум, не слыша его, не замечая.

Тут и пенсионеры, и студенты, и офисные работники, и подростки. Вполне узнаваемый срез большого города, в котором каждый сам по себе, но все равно в едином непрерывном движении. Над их головами — переплетение проводов, вдоль улицы тянутся стройные ряды деревьев. А на заднем плане как молчаливое напоминание о том немногом, что постоянно, — алматинские горы, наблюдающие за суетой с привычной невозмутимостью.

Люй ко (4).jpg

Вячеслав Люй-ко здесь работает в своей характерной технике: точные, выверенные мазки складываются в плотную мозаику, где каждый фрагмент, отражающий цвет, текстуру или объем, неотъемлем для целостности композиции. Поначалу кажется, что здесь царит хаос, но стоит вглядеться, и перед нами раскрывается удивительно стройная, почти математическая картина современности. Это зеркало нашей жизни, рассеянной, фрагментированной и в то же время удивительно цельной.

Острее, настойчивее и ярче прослеживается стремление Вячеслава Юрьевича разобраться в устройстве этого мира в произведении «Весь мир играет спектакль» (2024).

Люй ко (9).jpg

Любимая алматинцами улица Панфилова с ее кафешками, музыкантами, детским смехом, собаками, велосипедистами вдруг превращается в сцену. Взгляд тянется к Театру оперы и балета имени Абая, а сама улица становится осью, вдоль которой разыгрывается повседневный спектакль городской жизни.

Толпы прохожих заняты своими делами: кто-то беседует за столиком, кто-то идет, не оглядываясь. Все привычно и узнаваемо, но в то же время что-то изменилось. Художник буквально обрамляет свою сцену: вместо рядов деревьев и фасадов кафе — тяжелые театральные кулисы, проступающие по обеим сторонам. На них силуэты знакомых нам объектов, теперь ставших не более чем декорациями. И свет, проливающийся на сюжет… оказывается едва ли естественным, словно отражение софитов, высвечивающих не реальность, а ее иллюзию.

Каждая тень, складка, каждый отблеск будто говорят: перед нами не просто городской пейзаж, а постановка. Жизнь как спектакль, и каждый горожанин в ней одновременно и актер, и зритель.

Там, где у вершины улицы вырастает силуэт театра, над горизонтом сгущаются тяжелые, почти зловещие тучи. Чернильное небо намекает на нечто неумолимо надвигающееся… Тревогу, перемену, возможно, кризис. И спектакль, каким бы ярким он ни был, может обернуться драмой. Вячеслав Люй-ко заставляет зрителя задуматься, где проходит граница между реальным и постановочным, кто пишет сценарий, кто остается за кулисами и кем являемся мы в этом бесконечном представлении.

Люй ко (5).jpg

Его произведения выходят за пределы простого отражения реальности. Они приглашают зрителя к глубокому размышлению. Художник поднимает вечные, но всегда актуальные вопросы, волнующие человечество на протяжении веков. Вячеслав Люй-ко ищет ответы на темы жизни, времени, ценностей и смысла существования, акцентируя внимание на хрупких связях между прошлым и будущим.

Сам же художник отмечает: «Бесконечным бурным потоком извергаются новости, знания и информация, в которых сложно отличить вымысел от факта, правду от лжи. Я попытался поговорить со зрителем языком, который использовали наши пращуры — языком образов, символов, знаками своего алфавита. Рассказать о том, что вечно, и о том, что может исчезнуть без следа».

Фото Талгата Галимова

Читайте в свежем номере: