Героиня интервью - талантливая художница, чьи произведения украсили стены знаменитого парижского универмага Samaritaine. Она поразила мир своим сюрреалистическим видением и использованием современных технологий в искусстве. Оказывается, подобное творчество вызывает интерес не только в Париже, но и в Казахстане, где сюрреализм становится все более популярным.
Лиз Стуффле (фр. Lise Stoufflet) - выпускница парижской Национальной школы изящных искусств 2014 года. Она представляет произведения, находящиеся на грани реальности и мечты. Для Samaritaine художница украсила стену по улице Риволи множеством глаз, конечно же, в виде плаката. Сюрреалистическое выражение глаз, наблюдающих за прохожими, вызывает любопытство. На стороне Пон-Неф раскрывается картина, на которой показана встреча двух персонажей в игре с несоответствующими пропорциями, но полной загадок. Между мечтой и свободной интерпретацией Лиз Стуффле рассказывает о своих вдохновениях.
- Каков ваш художественный путь?
- Я окончила парижскую Школу изящных искусств, и с 2014 года главным образом занимаюсь живописью на выставочных площадках, а также немного керамикой. У меня нет художественной семьи, но мои родные всегда интересовались искусством, в доме были книги о сюрреализме. Это язык, который мне близок, я чувствую себя связанной с идеей вызывания бессознательного, с появлением нескольких психических уровней. Я всегда была чувствительной к этому игровому аспекту.
- В чем заключается сходство вашей работы с этим движением?
- Мои идеи сначала выражаются через рисунок, это исследовательская работа, потом я вижу, куда это меня ведет. В моих работах я пытаюсь расширить возможности, всегда есть несколько уровней интерпретации. Мне нравится, когда люди могут проецировать себя на мои холсты, когда это вызывает вопросы о реальности и немедленно вызывает эмоции, даже если сообщение остается свободным для интерпретации.
- Что вы хотите передать через свои творения?
- Мне больше любопытно, как люди будут интерпретировать это по-своему и вызовет ли это очевидные вопросы, которые я сама не увидела. Если бы я рационализировала сообщения, это ограничило бы свободу произведения, я была бы под контролем, что помешало бы мне создавать.
- Можете ли вы рассказать о двух ваших произведениях для Samaritaine?
- Я действительно видела плакаты с глазами на мероприятии, и мне показалось это сильным символом наблюдения через социальные сети или системы безопасности. Первая работа представляет зрителей под множеством взглядов, это произведение наблюдает, а не наоборот! Во второй - картина передает вторжение взгляда, сталкивающего лицом к лицу двух персонажей, которые пытаются увидеть друг друга. Кто внутри, кто снаружи, кто на правильной шкале? Это создает сюрреалистическую игру с реальностью и формами.
- Глаз и облако являются важными элементами, в чем для вас заключается их символизм?
- Глаз напоминает мне о предсказаниях, эзотеризме... Темы, которые меня вдохновляют. Облако является объектом, на который можно проецировать все. Это также связано с сюрреализмом, автоматическим письмом. В облако можно погрузиться и создать образы в своем уме с подвижной поддержкой.
Фотографии предоставлены пресс-службой Samaritaine