Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
КультураИскусство

Летописец кочевников

В столичном Национальном музее РК открылась одноименная выставка президента Академии художеств Казахстана под девизом «Вселенная Амандоса Аканаева», приуроченная к его 75-летию.

Мастера с большой буквы, давно имеющего самобытный путь в области изобразительного искусства, не случайно называют летописцем кочевников. По мнению арт-критиков, его творчество отличается весьма оригинальным стилем, национальным колоритом и сочетанием самых разных современных техник. Это позволяет миру его картин представлять собой обширную художественную хронику культуры кочевников. 

4.JPG

Именно поэтому произведения мэтра пользуются большой известностью как в Казахстане, так и за его пределами. Во всех творческих работах мастера переплетаются исторические темы, мотивы и образы современности. Картины, наполненные национальным духом, хранятся в коллекциях Национального музея РК, Государственного музея искусств имени Кастеева, Третьяковской галереи, Музея искусства народов Востока в Москве, а также в частных коллекциях. 

Вот и на этот раз выставка «Вселенная Амандоса Аканаева» наглядно демонстрирует, как художник проявляет свой талант в сложных и многогранных техниках, благодаря которым через призму творчества мастера зритель может познакомиться с различными этапами становления казахстанской школы искусств. 

Кстати, всего на выставке представлено около 60 работ, многие из них создавались в предыдущие годы и еще не экспонировались для широкого круга зрителей. 

Однако есть и такие, которые давно перешагнули границы мира искусства. 

2.jpeg

Например, триптих, который Амандос Аканаев написал в 1985 году, назвав «Поэма о бессмертии». Он сочетает в себе хорошую реалистическую школу и экспрессию, современный широкий мазок и органичные переходы из одной формы в другую. Посвященный Олжасу Сулейменову, сегодня триптих находится в алматинском музее имени Кастеева. А в годы создания он стал не только событием в мире искусства, но и актом гражданской смелости художника, тем более что сам поэт в то время оказался в опале из-за своей книги «Аз и Я». 

В 1991 году ушла в прошлое эпоха вместе с заказами на массовые изображения современности, приносившими неплохой заработок. Но Амандос Аканаев, как истинный восточный мудрец, не растерялся, сказал: «Мы будем писать картины, не дожидаясь покупателей. И оказался прав. В Казахстан, открывшийся свободному миру, потоком хлынули иностранцы, стали процветать художники, мыслящие неординарно, отказавшиеся от канонов соцреализма, и к их работам возник необычайный интерес. Свобода творчества, обогащенного элементами национальной тематики, как у Аканаева, принесла свои плоды. 

В то же время требовалось создавать не иллюзию формы, а ее ощутимость и материальность. Так, у художника начали появляться лепные объемные картины. Он пробовал разные материалы, например гипс, а также смешивал краски с опилками, а песок — с лаком, имитировал металл кожей, экспериментировал наощупь, лишь бы преодолеть надоевшую традиционную обязаловку. 

Так родились «Саукеле», «Девушка», «Шанырак» — произведения, казалось бы, реалистичные, но декоративная символика придает им возвышенный, даже мистический оттенок. 

Присутствует мистика и в одном из самых известных произведений Аканаева «Портрет искусствоведа Лауры Уразбековой». Художник написал ее в казахском кимешеке — национальном головном уборе замужних женщин, где косы прячутся в специальный чехол из дорогих материалов, например бархата, с нашивками-оберегами из серебра или золота. По бокам кимешек украшен бисером, полудрагоценными камнями и ювелирными изделиями. Но, как пояснил мастер, это не украшения, а именно обереги. 

1.JPG

Кроме того, по его словам, Лаура посвятила свою жизнь изучению, пропаганде кочевой цивилизации, выступала на различных конференциях за рубежом и в Казахстане. Интерес к кочевой культуре сблизил их, сделал души родственными. А еще она стала одной из первых, кто заговорил о юрте не просто как о жилище кочевников, а о символе мировоззрения предков, где шанырак символизирует солнце, а уыки — его лучи. Неудивительно, что казахи иногда строили юрты с 365 уыками — по числу дней в году. А кереге символизировали круг, то есть Вселенную. 

— Потомкам нужно знать свою историю в лицах, поэтому я пишу людей, которые вызывают у меня восхищение, — заключил мэтр. 

Фото предоставлены пресс-службой Национального музея РК