Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Культурное ожерелье югорской земли
КультураИскусство

Культурное ожерелье югорской земли

Как современные условия переплетаются со старинными обычаями

Этнографический музей под открытым небом «Торум Маа» — это уникальное сочетание природы и традиционной культуры обских угров. Атмосферу пребывания на настоящем стойбище создают подлинные предметы материальной и духовной культуры народов ханты и манси. Сегодня фонд этого музея составляет более 3000 единиц хранения. А его изюминки — действующее «Святилище обских угров» и «Зимнее поселение северных манси».

Обских угров, точнее то, что касается их жилищ, оказывается, очень многое объединяет с кочевыми народами. Во-первых, они всегда жили по временам года, в соответствии с которыми перемещались между домами, которых у каждой семьи тех же хантов было четыре: летний, зимний, весенний и осенний. Когда заканчивалось одно время года и наступал переход в другое, менялся и образ жизни.

2.jpg

Например, летом ханты занимались рыбной ловлей. Соответственно, летний домик чаще всего строился на берегах крупных рек. Осенью процветало собирательство, и стойбище предпочитали располагать там, где можно было собирать ягоды, кедровые орехи, грибы. Зимний дом находился поглубже в тайге, откуда мужчины ходили на пушной промысел. Женщины в это время занимались различными видами ремесел. В традиционной культуре ремесло вообще всегда было тесно связано с духовной стороной жизни. Потому-то мастерицы не просто создавали предметы. Они создавали образы, в которых прочитывалась глубокая духовная связь человека с его предками, его фантазией и самовыражением.

Платья, халаты, кисеты, украшенные сложными узорами, кропотливо сшитые в технике тканевой аппликации. Вязаные орнаментированные чулки, варежки, яркие нагрудные украшения — все это как часть костюмного ансамбля и по отдельности составляло впечатляющую картину удивительного мира традиционного рукоделия, передающегося из поколения в поколение как часть культурного наследия, способ сохранения уникальных технологий и мастерства, которыми занимались не только зимними холодными днями и вечерами, но и, к слову, в любое другое время года. Между тем весенняя перекочевка направлялась к тем местам, где больше всего водилось водоплавающей дичи — лебедей, гусей, уток.

4.jpg

Как правило, все эти особенности соблюдались на протяжении столетий. Так же, как и при постройке жилищ, их расположении, внутреннем убранстве.

Например, по образу и подобию чумов строились без перегородок дома из лиственной древесины. Что, кстати, соблюдается и до сих пор. Пусть современные дома из древесины уже более приспособлены к другим условиям, но они по-прежнему возводятся безо всяких внутренних стен-преград.

Дома также до сих пор делятся на мужскую и женскую половины, причем женщинам ни в коем случае нельзя пересекать некую невидимую черту с того момента, как они начинают считаться взрослыми. Примерно с 12 лет девушки начинали считаться сакрально незащищенными.

Что касается мужской половины, то полагают, что там живут духи-покровители, которые находятся на верхних полках в правом дальнем углу. Мужчины по дому или чуму могли передвигаться везде. Запретов не было.

3.jpg

Любопытно, что семейные пары спали на женской половине, а вот дети — на мужской. При этом личная жизнь никак не афишировалась. Родители при подрастающих детях никак не проявляли своих чувств, а могли позволить себе это только где-то в стороне от стойбищ — на рыбалке, в бане, на прогулках.

Да и в помещении чаще всего почти всегда и все спали одетыми, тем более что температурный комфорт у людей раньше был намного ниже, чем сегодня. Плюс 10-15 градусов считалось вполне нормальным.

Кстати, слово угры, а потом и название области Югра произошли от древней народности, которая проживала в этих местах. Да и территория Западной Сибири, оказывается, раньше называлась Угрой или Югрой. Сегодня осталось только более привычное название Югра, которое распространяется на Ханты-Мансийский автономный округ.

5.jpg

Что касается происхождения коренных народов Севера хантов и манси, то полагают, что это одна народность, пусть и сильно отличающаяся в некоторых вопросах восприятия мира или даже образа жизни. Да и внешне они мало похожи. Ханты более смуглые. Они темноволосы и темноглазы. А вот манси имеют светлые волосы и чаще всего светлые глаза, живя в области южнее. Но настоящих представителей осталось не так много, вряд ли более пяти-семи процентов от общей численности, которые до сих пор ведут старинный образ жизни. Остальные осовременились, хотя и стараются сохранять древние обычаи и культуру. Одним из таких проявлений сбережения служит театр в Ханты-Мансийске, где идут спектакли, основанные на местном фольклоре, легендах, песнях и традиционных верованиях. При этом в таких постановках зачастую задействованы именно талантливые представители местных коренных народов Севера.

Астана — Ханты-Мансийск — Астана

Фото автора

Автор благодарит за возможность посещения объекта в ходе пресс-тура, приуроченного к 100-летию народной дипломатии, представительство Россотрудничества в РК и правительство ХМАО

Читайте в свежем номере: