Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
КультураИскусство

Куда несет река

В музее искусств имени Кастеева проходит выставка известной корейской фотохудожницы Ок Сун Ким. Экспозиция «История тебя и меня» рассказывает о людях, в силу обстоятельств или по своему желанию ставших мигрантами. Рожденные понимающим взглядом, работы Ким представляют пронзительные истории о тоске по дому, поиску нового «я» на чужбине, сохранению национальной идентичности, отягощенной борьбой женской доле, растянувшейся между представителями разных культур дистанции, хрупкости и насыщенности человеческого бытия. 

Организаторы экспозиции — Корейский фонд международного культурного обмена и Министерство культуры и информации РК. Мероприятие приурочено к Году культурного обмена между странами. 

Выставка состоялась благодаря поддержке Aspan Gallery, Artbat Fest и Laurence Geoffrey’s. 

Ок Сун Ким родилась в 1967-м. Отучилась на социолога. Во время учебы попала в клуб документальной фотографии, где поняла, что может искать и запечатлевать суть этого многоликого мира через объектив. Сейчас у Ким степень PhD в области фотографии. 

Художница признается: “Камера сделала меня той, кто я есть, она дала мне смелость и свободу самовыражения”. 

Вот уже больше двух десятилетий она делится своим видением этой очень неоднозначной реальности, не пряча тяготы и печали своих героев, не умаляя их отважного оптимизма. 

IMG_8568.jpg

Работы художницы обитали в стенах Национального музея современного искусства Кореи, музея искусства Samsung, Сеульской художественной галереи. За рубежом творениями Ким любовались зрители в Нью-Йорке, Челси, Токио, Тайбэе, Гонконге, Буэнос-Айресе. 

Куратор ее выставки, открывшейся 14 ноября в Алматы, — известный писатель и критик Вон Сок Ко. 

“История тебя и меня”, состоящая из 47 работ, расположилась на втором этаже музея имени Кастеева в двух залах. 

Примечательно, что в обоих помещениях не найти перегородок, обычно рассекающих экспозицию на своеобразные смысловые зоны. Ок Сун Ким отмечает, что такое беспрепятственное пространство создано неслучайно. Так, зритель, вошедший на территорию выставки, тут же погружается в нее и следует за каждой историей, как за ручейком, пока те, наконец, не сольются в единое море, окутывающее своей глубиной и мощью. 

Экспозицию составили произведения из шести серий, создаваемых художницей с середины 2000-х. 

Серия “Счастливы вместе”, 20 лет назад принесшая Ким международную известность, фокусируется на межкультурных парах. Снимки, привезенные в Алматы, были сделаны в семьях медсестер, переехавших в Германию в 1960-х, когда Корея переживала экономический кризис. Снимая в их домах, художница выстраивает контраст между планами, подчеркивая непреодолимое даже через годы расстояние между взглядами супругов и интимную близость, связывающую их вопреки ему. Ким эта тема особенно близка. Она вот уже 26 лет проживает на острове Чеджу с мужем-немцем. 

Серия “Невесты, Сара” — портреты иностранок, после замужества переехавших в Корею. Ким снимала их в старой фотостудии в Сеуле. Скованное позирование и драматическая постановка создают острый диссонанс между нарядным одеянием невест и эмоциональным истощением на их лицах, с которым часто сопряжена женская доля. Имя Сара в названии отсылает к первой “невесте по фотографии” (практика сватовства по снимкам), приехавшей в начале XX века из Кореи на Гавайи, чтобы выйти замуж за корейского рабочего. 

Героинями “Портретов Адачи” стали корейско-японские женщины, проживающие на севере Токио. Выстроенные с мрачным драматизмом, фото стремятся ухватить само понятие “корейско-японское”, имеющее сложную историческую подоплеку для обоих народов. 

“Портреты в парке” — единственная серия, герои которой еще совсем юны. Родившиеся в мультикультурных семьях, эти девушки и парни позируют, окруженные буйством зелени. Они наивны и ранимы. Не обязательно пережившие иммиграцию лично, они всегда будут ощущать ее незримое присутствие. 

IMG_8547.jpg

Коллекция “Без дороги домой” представляет иностранцев, приехавших на Чеджу. В большинстве своем учителя английского, они, уставшие и растерянные, попали в объектив камеры в самых естественных условиях — в гостиницах, на съемных квартирах и в собственных жилищах. 

Похожий нарратив исследует серия “Лодка Хамеля”, название которой отсылает к одному из первых европейцев, предоставивших сведения о Корее. Здесь Ок Сун Ким застает своих героев в более активной среде. Они бесстрашно соприкасаются с природой и людьми Чеджу, изучая новую культуру и узнавая заново самих себя. 

С другими работами художницы можно познакомиться на ее сайте oksunkim.com. 

Выставка “История тебя и меня” ждет зрителей в музее имени Кастеева до 8 декабря. 

Фото Талгата Галимова 

Читайте в свежем номере: