В Музее искусств имени Абылхана Кастеева проходит выставка казахстанско-германской художницы Наргис Рахмановой. Сочетая смешанные техники, традиционную живопись и мультимедийные технологии, она создает смелые экспериментальные проекты. В рамках новой экспозиции автор приглашает зрителя порефлексировать над чарующей геометрией орнаментов и безошибочной гармонией музыкального звучания.
Наргис Рахманова живет и творит в Берлине, Нью-Йорке и Алматы.
Выставка Evigilatio («Пробуждение»), открывшаяся в ГМИ РК 16 августа, предлагает зрителям возможность глубже ознакомиться с творческим путем художницы, связывая ее работы с предыдущей персональной выставкой, прошедшей в музее в 2016-м.
В рамках новой экспозиции художница исследует значение орнаментальных форм с различных перспектив, выделяя особое место в экспозиции знакам и звуку. Эти элементы преобразуются из продуктов материального мира в его создателей.
Организаторы отмечают: «Вместо того чтобы предлагать искусство, которое раскрывает зрителям свое содержание при минимальном вмешательстве, Evigilatio представляет работы, которые углубляют человеческое восприятие, предвосхищая тайны и провоцируя зрителей на реконструкцию существующих убеждений».
Новые работы Наргис связаны с мультимедийными инсталляциями, представленными на выставке «Я — номад» восемь лет назад. Эти работы также продолжают тему предыдущей серии «Звуки кочевников», экспонировавшейся в Музее музыкальных инструментов, галерее «Тенгри-Умай», Центре искусств Казарян, а также на выставке «Путь арабесок» в галереях Art Samal и Has Sanat. В своем творчестве Наргис Рахманова объединяет интуитивное восприятие реальности с концептуальным анализом, интегрируя современные исследования в области науки и музыки.
Работы из серии «По пути арабесок», вдохновленные орнаментальными структурами арабесок, выявили геометрические формы, соответствующие пифагорейско-платоновским доктринам. Вдохновленная красотой арабесок, Наргис применяет философский подход Платона и его идею о «раскодировании посланий красоты». Интуитивно она заинтересовалась открытиями современных математиков, исследующих эти загадочные структуры. Анализ орнаментов с математической точки зрения позволяет увидеть 17 различных типов симметрий в трех измерениях нашего мира.
В серии работ «Звуки степи» Наргис Рахманова проводит параллель между современными научными исследованиями арабских орнаментов комплекса Альгамбра в Гранаде, Испания, и древними орнаментами народов Казахстана. Она выдвигает гипотезу, что геометрические структуры древних орнаментов Средней Азии и Казахстана могут быть результатом звуковых вибраций. Рахманова предполагает, что звуки, формирующие орнаменты, могут быть обнаружены с помощью современных исследований в области музыковедения и математики.
А вот «Звуки геометрии» предлагают зрителям познакомиться с революционным геометрическим подходом к построению музыкальной композиции, основанным на новейших исследованиях музыкальной теории, опубликованных Университетом Оксфорда (книга «Геометрия музыки», автор — музыковед и композитор Дмитрий Тимошко). Рисунки, созданные с помощью компьютерной программы, иллюстрируют отношения между аккордами и последовательностью звуков, предоставляя аудитории возможность увидеть связь между музыкальным и визуальным мирами.
Примечателен также и проект «Я — голос». Мультимедийная инсталляция включает видео и 15 фотографий на холсте. Звуковые волны голоса оперной певицы Каролайн Бернхардт, проходящие через цилиндр, формируют четко различимые симметричные геометрические узоры на закрытой поверхности.
Нашлось место и для новой серии цифровых произведений под названием Оriginem (в переводе с латинского — «Источник»). Она про осознанный поиск источника геометрических структур восточной орнаментики. Его художница ведет, вдохновляясь традиционными древними орнаментами и богатой культурой кочевников.
В своем многогранном, гипнотически завораживающем творчестве Наргис Рахманова проводит междисциплинарные параллели, отражая возможную глубокую значимость геометрии древних орнаментов, приглашая зрителей пересмотреть привычные глазу и уму концепции.
Выставка Evigilatio ждет гостей на третьем этаже ГМИ РК до 2 сентября 2024 года.
Фото Талгата Галимова