В Центральном выставочном зале в Алматы проходит памятная выставка художницы Ботагоз Нурпеисовой — мастера портрета, пейзажа и жанровых композиций. Она приурочена к 90-летию подписания Пакта Рериха — Международного договора по охране художественных и научных учреждений, миссий и коллекций, вдохновителем и инициатором которого являлся художник, писатель, мыслитель Николай Рерих. В экспозицию вошло более полусотни живописных произведений, а также информационные стенды о гуманитарном проекте, раз и навсегда изменившем мир.
Ботагоз Нурпеисова (1959-2022) — художница, педагог, член Союза художников СССР с 1988 года, а также Союза художников Казахстана, Почетный работник образования Республики Казахстан. За годы творческой и преподавательской деятельности приняла участие во множестве республиканских и международных выставок, в том числе персональных, оставив заметный след в культурной жизни страны.

Родилась Ботагоз Слямгалиевна в селе Песчаное Качирского района Павлодарской области. Художественное образование получила в Алма-Атинском художественном училище имени Николая Гоголя. После продолжила обучение в Московском государственном академическом художественном институте имени Василия Сурикова. Более трех десятилетий она посвятила преподаванию в Алматинском колледже декоративно-прикладного искусства имени Орала Тансыкбаева, взрастив не одно поколение юных художников.
Особое место в сердце, жизни и творчестве Нурпеисовой занимало наследие Николая Константиновича Рериха. Художница глубоко разделяла его взгляды и считала его своим духовным учителем. Философия Рериха, его живописные и литературные произведения, а также провозглашенная им идея культуры как высшей ценности определили ее художественные ориентиры и стали основой мировоззрения.

Николай Рерих придавал особое значение культуре как основе общества, государства и человечества. Он придерживался мнения, что в самом слове «культура» можно выделить два корня: «культ» (с латинского — почитание, поклонение), а также «ур» (с санскрита — свет). Таким образом Рерих определял понятие «культура» как почитание света.
Он писал: «Множество людей полагает вполне возможным замену слова «культура» цивилизацией. При этом совершенно упускается, что сам латинский корень «культ» имеет очень глубокое духовное значение, тогда как цивилизация в корне своем имеет гражданственное, общественное строение жизни». Художник также отмечал, что кризис мира вовсе не материальный, а именно духовный, а потому «может быть исцелен лишь духовным обновлением».
В 1935 году в Вашингтоне было подписано международное соглашение, направленное на защиту культурных ценностей во время вооруженных конфликтов. Инициатором проекта, ставшего известным под названием Пакт Рериха, стал как раз Николай Константинович Рерих. Он был убежден, что культуру необходимо оберегать так же, как и человеческую жизнь.
Надо отметить, что это был первый в истории международный договор, признающий приоритет охраны культурных и художественных объектов даже над военными нуждами.

Символом пакта стало Знамя Мира — алый круг с тремя точками внутри. Этот древний знак трактуется как единство трех начал — искусства, науки и религии в цикле вечности. Он должен был размещаться на объектах, подлежащих охране, подобно Красному Кресту в медицине.
Пакт Рериха вдохновлял и продолжает вдохновлять деятелей искусства и образования по всей планете, напоминая о том, что искусство может быть щитом и опорой нашей действительности, а не только ее зеркалом.
Художественное наследие Ботагоз Нурпеисовой можно по праву назвать живым продолжением идей Николая Рериха и его пакта. Это мы можем ощутить в полной мере, посетив ее персональную памятную выставку «Держава Культуры», с 24 апреля развернувшуюся в пространстве Центрального выставочного зала Музея имени Абылхана Кастеева. Она посвящена 90-летию подписания Пакта Рериха.

Полотна художницы — это не только мощные визуальные образы, но и глубоко осознанная, пропущенная через сердце философия культуры как духовной опоры человечества. В них нашли отражение природные ландшафты и архитектурные памятники, портреты людей и культурные традиции, молитвы и внутренние устремления.
Каждое творение Ботагоз словно стремится сохранить и защитить то, что достойно вечности. Ее искусство обращено к светлой стороне человеческого духа, к тому, что объединяет народы, преодолевает границы и говорит на языке красоты, добра и смысла.

В рамках экспозиции представлены работы, в которых с тонкой чувственностью переданы образы родных мест автора, исполненные тепла и светлой ностальгии. Особое место занимают портреты ее родителей, пронизанные глубокой любовью и искренней благодарностью.
Отдельный цикл посвящен творчеству Акмарал Кайназаровой — заслуженного деятеля искусств РК, выдающейся исполнительницы индийского классического танца бхаратанатьям. Эти произведения оказываются ярким художественным синтезом казахской и индийской культур, органично переплетенных в пластике образов и символов.
Особую часть экспозиции составляют произведения, наполненные глубоким духовным содержанием. Картина «На мосту» раскрывает сокровенный и тонкий мир взаимоотношений учителя и ученика — пространство доверия, внутреннего поиска и преемственности знаний. Созвучна ей работа «Майтрейя», где Ботагоз Нурпеисова запечатлела женщину, возносящую молитву к Всевышнему, великому учителю человечества, выразителю учения Будды. Обе работы пронизаны философским звучанием, отражающим личные духовные искания автора.

Серия полотен, вдохновленных Индией, конечно же, занимает важное место в творчестве художницы. Ее любовь к этой стране пустила корни еще в детстве, но реальное соприкосновение с культурой состоялось для Ботагоз лишь в 2011 году во время долгожданных странствий по святым местам. Эти поездки стали по-настоящему переломными в ее творческой судьбе. Тогда предгорья Гималаев предстали перед ней вживую в своей первозданной красоте: сияющие снежные пики, клубящиеся облака и тишина, наполненная священным присутствием.
Особенно значимым стало пребывание в Наггаре, в долине Кулу, где Ботагоз Слямгалиевна написала множество этюдов с натуры. Именно здесь, в доме, где после центральноазиатской экспедиции жил с семьей Николай Рерих, был основан знаменитый Институт гималайских исследований «Урусвати». Связь с этим местом стала для художницы символической и глубоко личной.

В 2019 году состоялась еще одна значимая поездка — в Сикким. Результатом стала большая серия графических и живописных работ. Эти произведения отмечены особой тонкостью, уважением к культурному контексту и внутренним светом, присущим лучшим образцам духовно ориентированного искусства.
Представители музея отмечают: «Для живописных полотен Ботагоз Нурпеисовой характерны яркая палитра, живое темпераментное письмо, четко выраженные контрасты, целостность и монументальность. А преемственность философии Николая Рериха и его культурных идей объединила представленную экспозицию в пространство вне границ и времени».
Памятная выставка «Держава Культуры» в пространстве Центрального выставочного зала Музея искусств имени А. Кастеева продлится до 8 мая 2025 года.
Фото Талгата Галимова