В галерее Art Galaxy в Алматы проходит персональная выставка Натальи Звонковой под названием «Имаджинариум», на которой представлено более 30 работ, созданных за последние пять лет. Художница дала эксклюзивное интервью нашей газете.
На ее полотнах можно увидеть все цвета радуги, сочетание абстракции и фигуративных композиций, что невольно заставляет задуматься о значении названия выставки.
«Имаджинариум» — это название популярной настольной игры, в которой участники придумывают ассоциации к необычным изображениям. На вопрос о связи с игрой Наталья ответила: «Нет, я даже не знаю об этой игре. Возможно, идея навеяна фильмом «Воображариум доктора Парнаса». У меня много фантазийных работ с вымышленными существами, но в итоге каждый видит в моих картинах что-то свое».
— Два года назад в Алматы прошла ваша выставка «Осколки». Представленные работы созданы после нее?
— Я живу в Алматы уже пять лет, и это моя третья персональная выставка в городе. Выставка «Осколки» была посвящена антивоенной тематике, тогда как на текущей выставке представлены работы различных направлений, включая те, что были созданы как во время пандемии, так и до нее.
— Как называется техника, которую вы используете при создании картин?
— Большинство моих работ выполнено в технике коллажа, которую я разработала самостоятельно. Я использую инженерную кальку, на которую наношу акриловыми красками различные узоры и фигуры в свободной интуитивной манере, без конкретного замысла. Этот процесс позволяет подсознанию проявить себя. Затем я разрываю и разрезаю кальку на фрагменты, которые приклеиваю на холст, создавая из них композицию. В завершение добавляю детали, дорисовывая акрилом, а затем завершаю работу масляными красками.
— Многие ваши картины крупные по размеру. Вам нравится работать с большими форматами?
— Очень. Возможно, я компенсирую свою небольшую комплекцию (смеется). Транспортировать их, конечно, непросто. Нужна «Газель», да и отправить работы за границу сложно.
— На ваших картинах часто изображены цветы, растения, птицы, рыбы. Они несут символическое значение?
— Рыбы — древний символ, встречающийся в христианстве и других культурах. Я родилась 28 февраля, и мой знак зодиака — Рыбы. Возможно, это тоже сыграло роль. У меня есть полиптих «Круговорот жизни» — пять картин, объединенных общим сюжетом и цветом, на которых изображены рыбы, птицы, животные и растения.
— Кажется, что, изображая птиц, вы ищете «птицу счастья»…
— Возможно, вы имеете в виду картины с фазанами, написанными более реалистично, чем другие. Весной, вскоре после приезда в Казахстан, я встретила их в предгорьях. Это было необычное зрелище, которое я решила запечатлеть. Меня также вдохновила весенняя природа, окружавшая фазанов.
— Пять работ перекочевали с выставки «Осколки». На них изображены голуби мира. Это символизм?
— Например, разноцветный голубь символизирует силу и способность защищаться, показывая, что эта птица не всегда должна быть просто мирным символом. На другой картине голубь вылетает из яркого пространства в темноту, оставляя за собой цветной шлейф, словно раздвигая мрак и неся свет жизни. Многие посетители отмечали, что это произведение обладает гипнотическим эффектом и может использоваться в арт-терапии.
— Интерес вызывает картина Good bye, fashion. На ней изображены фигуры, одна из которых напоминает Фриду Кало. Это так?
— Нет, это не Фрида. Картина была написана во время пандемии, когда мы все много времени проводили дома. Мне захотелось создать что-то гламурное, яркое и выходящее за рамки повседневности. Некоторые зрители сравнили ее с вечерней улицей, наполненной атмосферой праздника.
— Вам когда-либо заказывали портреты?
— Я не работаю в жанре портрета. Написала несколько портретов своих близких, которые не выставляю, и автопортрет, где изображена я в разные годы. Он представлен на выставке.
— Как бы вы описали свой стиль?
— Фигуративный экспрессионизм.
— Как долго вы работаете над одной картиной?
— Этот вопрос задают довольно часто. Я обычно работаю над несколькими картинами одновременно. Время, затраченное на создание, не всегда определяет ценность произведения. Крупные полотна требуют больше времени и длительного высыхания, но иногда спонтанные и быстро созданные работы могут оказаться более выразительными.
— Вы также занимаетесь лепкой. Как началось ваше увлечение глиной?
— С осени прошлого года я увлеклась лепкой, пройдя несколько мастер-классов в студии Art Time. Затем начала работать с глиной дома, воплощая свои идеи самостоятельно.
— Несмотря на отсутствие академического художественного образования, вы участвуете в выставках. Как вы пришли в мир искусства?
— С детства я обожала рисовать и уже в пять лет твердо заявила родителям, что это мое призвание. Постоянно занималась творчеством. Однако работа в банковской сфере со временем отодвинула рисование на второй план. Лишь после переезда в Киев я смогла вернуться к своему увлечению и посвятить ему больше времени.
— На открытии выставки выступали артисты. Как это было организовано?
— Галерея организовала это замечательное открытие буквально на одном дыхании. Все прошло удивительно быстро, словно попутный ветер нам помогал. На мероприятии выступали Тимур Иманджанов, чья фамилия даже перекликается с названием выставки, и группа «Тенгри». Я очень благодарна Карине Сарсеновой за возможность выставиться в этом прекрасном пространстве, за теплые слова в мой адрес и за создание такой праздничной атмосферы.
— Вам интересны работы казахстанских художников?
— Да, я часто бываю в Музее имени А. Кастеева, где представлены работы казахстанских художников советского периода. Особенно меня впечатлил Сергей Калмыков, художник-авангардист. Я также слежу за творчеством современных художников Алматы и даже знакома с некоторыми из них. Мне нравятся работы Сергея Ноды, Жанар Ерланкызы, Акмарал Абулхаир, Эдуарда Казаряна, Сауле Сулейменовой, Елены Григорян и многих других.
Фото Талгата Галимова