В Национальном музее РК Посольство Франции в Астане представило два художественных проекта, предлагая столичным жителям и гостям города познакомиться с современным французским искусством.
Во-первых, это выставка под девизом «Теперь я вижу тебя», которая состояла из 45 авторских фотографий. Все работы были выполнены в Казахстане французской фотохудожницей Адель Желански во время ее передвижной творческой арт-резиденции по стране. Проект продлит свою работу в стенах музея до 7 января 2024 года.
Во-вторых, это трехдневный фестиваль творческих проектов виртуальной реальности «Цифровая осень: Присутствие», который, по словам авторов, демонстрирует свои лучшие современные работы иммерсивной виртуальной реальности, созданные французскими студиями или с их участием.
Возвращаясь к Адель, стоит отметить, что она провела в Казахстане более полугода, прибыв в страну по приглашению Посольства Франции в РК в рамках творческой и исследовательской арт-командировки. По ее словам, она объездила несколько регионов страны и подготовила целую серию фоторабот, посвященных республике.
Алматы и Алтай, Мангыстау и Туркестан, Шымкент и Караганда и, наконец, Астана — весь этот долгий путь Адель проделала, чтобы представить свой творческий проект. Экспозиция состоит не только из уже упомянутых авторских фотографий, но и коллажей, из которых 20 новых работ были впервые выставлены в Национальном музее РК.
— Работы Адель Желански связаны с графикой и цифровой фотографией. Основная тема ее произведений — пейзаж в его природном, городском и социальном аспектах. В нем отражается цветовая палитра, смешиваются горизонты, накладываются один на другой элементы декора и стаффаж, помогая увидеть реальность или разглядеть неожиданно проявленные связи. Маршрут выставки, словно бортовой журнал, приглашает проследовать по пути Адель и разделить ее наблюдения, — рассказали организаторы вернисажа.
Более того, на каждом этапе своего путешествия по Казахстану художница встречалась с разными людьми — художниками, студентами, местными франкофонами, которые направляли ее в творческом поиске и делились советами.
— Именно такие встречи до сих пор наполняют меня многообразием и придают особую значимость моему проекту творческого путешествия, — подчеркивает она.
Не менее пристального внимания заслужил и VR-фестиваль «Цифровая осень. Присутствие». Тем более что VR-программа данного мероприятия представила более десятка иммерсивных работ.
Иными словами, в данном случае виртуальная реальность являла собой некое подобие окружающего мира, искусственно созданного с помощью технических средств и представленного в цифровой форме. Созданные эффекты проецировались на сознание зрителей, позволяя им испытывать ощущения, максимально приближенные к реальным.
Таким образом, в рамках фестиваля присутствующие могли ознакомиться с самыми яркими VR-проектами, которые формируют сегодня облик нового цифрового арт-направления.
— Вошедшие в программу фестиваля VR-проекты отличаются по формату, длительности и уровню интерактивности, но они все нацелены на то, чтобы вызвать у зрителя максимально сильные ощущения «присутствия». Именно этот уникальный эффект полного погружения в мир истории и отличает виртуальную реальность от любого другого формата сторителлинга, — подчеркнули сотрудники музея, перечислив, на их взгляд, самые необычные VR-проекты, такие как «В то утро, когда ты проснешься — к концу света», «Палач дома» и «Голиаф. Играя с реальностью». Там авторы исследуют границы реальности, а также повествуют о подлинной истории реального человека по имени Голиаф, на психическое здоровье которого повлияли компьютерные игры.