В Государственном музее искусств имени Абылхана Кастеева проходит выставка «Тот же принцип-2» художника, архитектора, фотографа и путешественника Андрея Старкова, состоящая более чем из 70 живописных работ. Исполненные во множестве излюбленных автором техник произведения поражают стилистическим и тематическим размахом. Одни полотна тяготеют к выверенной геометричности, другие завораживают фотореалистичным изображением, третьи отличает теплая нежность, прячущаяся в бытовых сценах.
Андрей Старков родился в Алма-Ате. Профессиональное образование получил на архитектурном факультете Новосибирского инженерно-строительного института. В 1987-м стал членом Союза архитекторов Казахстана, тогда же начал участвовать в международных выставках. Трудился архитектором в проектных институтах Казахстана и России. Преподавал живопись в КазГАСА, сейчас является старшим преподавателем кафедры «Архитектура» КазНИТУ имени Сатпаева.
Архитектор, живописец, фотограф и путешественник, он участвовал в ряде экспедиций в Гималаях и Центральном Тянь-Шане.
В 2003-м прошла первая в истории ледника Северный Иныльчек, что в Центральном Тянь-Шане, высокогорная выставка живописи. На высоту 4200 метров вертолетом доставили 22 картины художника, которые в течение нескольких дней экспонировались под открытым небом для альпинистов и гостей фестиваля «Хан-Тенгри-2003».
Работы Андрея Старкова хранятся в музее имени А. Кастеева, а также в частных собраниях по всему миру. К слову, его полотно «Хан-Тенгри — повелитель духов» принадлежит королю Карлу III. Еще будучи принцем Уэльским, он получил картину в подарок как память о визите в Алматы в 1996-м.
Первых гостей выставка, разместившаяся на третьем этаже музея искусств имени А. Кастеева в Алматы, встретила 11 октября. Вошедшие в нее работы отличаются разнообразием: пропитанные насыщенной палитрой абстракции, гиперреалистичные натюрморты, дерзкие работы в жанре ню.
Абстракции пропитаны тонкой лирикой, на них в строгой геометрии тянутся ввысь яркие горные блоки.
Что касается натюрмортов, по-настоящему удивляет способность Андрея Старкова остро ощущать фактуры предметов быта и, обращаясь к отточенному мастерству живописи, оживлять их. Так, изучая его полотна, зритель открывает в самых привычных объектах незамеченные им ранее необычные черты, неизведанную тактильность, уникальные форму и палитру.
Организаторы подчеркивают: «Несомненно, произведения художника, абстрагировавшего природные формы и формальные символы, глубоко погружают зрителя в фантазии авторского замысла. Во всех произведениях отображаются богатая душа автора, его поиск вечной гармонии в природе, сценах жизни, простых цветах и предметах».
Ученый секретарь ГМИ РК имени А. Кастеева, кандидат искусствоведения Екатерина Резникова дает такую оценку новой экс
Екатерина Ильинична добавляет: «Меня особенно впечатляет в Андрее способность заглянуть за пределы видимых форм предметов, их среды, вскрыть и показать метафизику вещи. Один из его творческих секретов, на мой взгляд, в том, что в его творениях соединились видение и мышление архитектора, художника, фотографа, мастера, умеющего видеть, чувствовать и понимать окружающий мир».
Кандидат искусствоведения отмечает ироничность названия новой выставки «Тот же принцип-2». При том, что в нем отразилась верность излюбленным техникам и стилям, полотна в коллекции поражают новизной и оригинальностью исполнения.
Спонсорами экспозиции выступили проектная академия KAZGOR и Capital Invest Construction.
Куратор — Анжелика Акилбекова. Сокуратор — Айгерим Копжурсын.
Выставка «Тот же принцип-2» продлится до 4 ноября 2023 года.
Фото Талгата Галимова