Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Мост между мирами
КультураИскусство

Мост между мирами

Художник и писатель Максим Кантор приехал с выставкой в Алматы

В музее искусств имени Кастеева проходит выставка «Глобус и время» известного европейского художника, писателя, эссеиста, философа и историка Максима Кантора. Для казахстанского зрителя он привез свои знаковые живописные и графические работы, рефлексирующие на темы взаимоотношений между людьми, философских откровений, хрупкости мироустройства и места человека в нем. Ведущим концептом для алматинской экспозиции была избрана связь Востока и Запада. 

Максим Кантор, сын философа Карла Кантора, родился в 1957 году в Москве. В 1980м окончил Московский полиграфический институт. Три года спустя основал в родном городе андеграундную группу «Красный дом». С 1980-х стал активно выставляться в России и Европе. В 1997 году выступил участником русского павильона на Венецианской биеннале. Ключевое влияние на художника оказали Микеланджело, Мантенья, Гойя, Брейгель, Ван Гог, Грюневальд и Петров-Водкин. 

Творения автора хранятся в коллекциях Русского музея, Третьяковской галереи, Берлинской национальной галереи, Британского и Люксембургского музеев, а также в храмах — соборе Брюсселя и церкви Сен-Мерри в Париже. Примечательно, что с 2014-го полотна Кантора «Святой Фома» и «Святой Франциск и Блаженный Августин» представлены в Понтификской академии наук Ватикана. 

Явив себя миру как самобытный, неравнодушный к политической и социальной обстановке живописец, Максим Карлович в 1993-м выпустил сборник рассказов «Дом на пустыре». Так началась его литературная деятельность. В 2006-м он опубликовал роман «Учебник рисования». В нем одни критики разглядели философский трактат, другие — политическую сатиру, третьи — пособие по рисованию, а кто-то даже назвал произведение «главным литературным событием нового столетия». После родились работы «Вечер с бабуином», «Медленные челюсти демократии», «Советы одинокого курильщика», «Совок и веник»... Роман «Красный свет», опубликованный в 2013-м, угодил в шорт-лист премии «Национальный бестселлер», а также в короткий список премии «Большая книга». 

выставка (2).JPG

Выдающийся современный деятель искусства посетил Алматы с большим проектом «Глобус и время». Для него это первый визит в Казахстан. В прошлую пятницу, 23 февраля, его выставка, расположившаяся в музее искусств имени Кастеева, приняла первых зрителей. В экспозиции 50 произведений живописи и графики, созданных с 2000-х годов. 

«В центре художественной вселенной Максима Кантора — человек, подверженный слабостям и порокам, соблазнам и страстям. Портретные образы предстают в сложной подвижности под гнетом внешних обстоятельств и внутренних переживаний. В контексте художественных произведений современные реальные прототипы сосуществуют с мифологическими и библейскими персонажами, историческими личностями далекого прошлого», — отмечает кандидат искусствоведения Екатерина Резникова. 

Мастер гротескных форм и контрастных цветовых решений, тонко подмечающий чудеса, парадоксы и константы нашей реальности, художник представил такие известные произведения, как «Чертополох», «Урок географии», «Арлекин», «Вечность», «Дон Кихот», «Портрет отца». Специально для выставки Кантор написал полотно «Аль-Фараби и Платон», запечатлевшее ученого Востока за раздумьями. Произведение подведено к ведущей идее выставки и отражает глубокое восхищение Аль-Фараби Платоном, труды которого он тщательно изучал. 

В беседе с корреспондентом «НП» Максим Кантор рассказал о том, как трансформировалось его творчество: «Когда я был молодой и писал большие политические картины, меня вело гражданское чувство ненависти, желание протеста, и так продолжалось лет до 35. Бывает время, когда хочется кричать, и время, когда хочется говорить негромко. Сейчас меня гораздо больше вдохновляют чувства нежности, любви, сострадания. А тогда мне хотелось выкрикнуть что-то в лицо власти. Но я со временем почувствовал, что та власть, которой я мог бы сказать очень много презрительных слов, не стоит того, чтобы я тратил на это высказывание свою жизнь. Собственно, что хотел я дрянного сказать, уже много раз сказал. А сейчас мне куда дороже нарисовать лицо ребенка, или отца, или жены. Я рисую только близких людей, которых не просто люблю, но и очень хорошо знаю. Прежде всего, я всегда рисовал своего отца. Он для меня являлся и учителем, и во многом героем, в том числе и живописным, образным героем». 

На следующий день после вернисажа, 24 февраля, Максим Карлович провел встречу в клубе Artdevivre; 25 февраля состоялась его лекция в ГМИ РК имени Кастеева на тему «Принадлежит ли искусство вечности?». И наконец, во вторник, 27 февраля, художник и литератор пересекся с читателями и членами Пен-клуба в Национальной библиотеке, где выступил на тему «Слово, как знак, символ и образ». 

Выставка «Глобус и время» ждет зрителей на втором этаже музея искусств до 2 марта. 

Фото Талгата Галимова 

Читайте в свежем номере: