В Esentai Gallery открылась фотовыставка испанского художника Хуана Саликета, вот уже девять лет вдохновляющегося Алматы, его самобытными темпом и контрастом. Южная столица в его работах — это не просто город, а археологическое тело, где каждый фрагмент — от граффити до витрины, от ржавой двери до утопающей в слоях объявлений стены — оказывается артефактом. Время, случай, солнце и холод превращают улицы в галерею, объемную историю, которую мы все творим ежедневно, даже не замечая этого.
Испанский художник Хуан Саликет родился в 1969-м, живет и творит в Мадриде. Получив первую художественную подготовку под руководством Оскара Бенеди (1987-1990), продолжил обучение в независимых школах El Aguila и Университете изобразительных искусств в Мадриде.
Работает на пересечении фотографии, живописи и скульптуры, развивая авторскую технику Cut/Erase, интервенцию в фотоизображение с помощью ластика, канцелярского ножа и света. Эти манипуляции превращают плоское изображение в многослойную визуальную структуру, где свет играет ключевую пластическую роль, создавая ощущение объемного портрета — зыбкого, но в то же время почти осязаемого.

Художественная практика Саликета строится вокруг тем памяти, идентичности и исторического наследия, а также диалога между классическим каноном и современной визуальной культурой.
Творчество художника условно делится на два направления. Первое — это портретные образы, вдохновленные самыми разными эстетиками — от Ренессанса до современности. Здесь он исследует свет как инструмент трансформации: пропуская его сквозь «поврежденную» фотографию, Саликет превращает портрет в световую скульптуру.
Второе направление — представление городской среды как архива. Используя методику самоархеологии и урбанистической поэтики, художник изучает материальную ткань городской среды: текстуры, поверхности, найденные объекты. Из них он и собирает визуальную карту памяти.

Хуан Саликет начал свое знакомство с Алматы девять лет назад, с тех пор город стал важной точкой в его художественной географии. Здесь он реализовал ряд ключевых проектов, через которые исследовал идентичность, визуальную среду и поэтику городской ткани.
Так, в рамках выставки The Skin I Dressed (2018) он представил Алматы «обнаженным городом», где архитектура, фасады и уличные сцены становятся метафорической кожей, поверхностью, вбирающей в себя следы памяти, социальных контрастов и борьбы за новую идентичность в постсоветском пространстве. Серия из 65 работ демонстрирует переход Саликета от студийной концептуальности к интуитивному городскому взгляду. Это четвертая из его девятнадцати выставок, посвященных различным городам, где фотография приобретает и документальный, и поэтический характер.

Проект POSTKARD (2022) переосмыслил формат традиционной фотовыставки и превратил ее в экспозицию открыток — совсем как в туристических сувенирных лавках. Серия из 55 снимков, сделанных в Алматы, показывает город через детали: текстуры, линии, уличные артефакты.
Работа Almaty Trilogy (2023) оказалась ретроспективой семилетней работы художника в южной столице, объединив три проекта — The Skin I Dressed, POSTKARD и Correspondencias. Кульминацией экспозиции стал видеоперформанс, снятый на Зеленом базаре, своеобразная арт-интервенция в городской ритм. Проект тепло приняли как зрители, так и СМИ, зафиксировав особую роль Алматы в художественной практике Саликета.

И наконец, текущая выставка «Археология города: Алматы», открывшаяся в пространстве Esentai Gallery 5 сентября, является итоговой выставкой международной арт-резиденции Хуана Саликета в Алматы, реализованной при поддержке Посольства Королевства Испания в Казахстане, проекта Art Future и Испанского агентства по международному сотрудничеству в области развития (AECID).
Это результат трехмесячного художественного исследования, направленного на межкультурный диалог и визуальный анализ городской среды. Взгляд Саликета превращает Алматы в живой, многослойный организм, где улицы, стены, витрины и дворы становятся носителями культурной и эмоциональной памяти.
Город здесь не просто архитектурная форма, а целый срез времени, наполненный случайностями, отблесками, фрагментами, тем, что обычно просто ускользает от нашего внимания. Художник работает с пространством как археолог, извлекая на поверхность неочевидные смыслы.

Серия продолжает метод, начатый в проекте Correspondencias, где Хуан выстраивал визуальные переклички между уличной реальностью и искусством. В Алматы эти переписки обретают новую глубину: клочок афиши, граффити, ржавчина на двери вдруг рифмуются с произведениями Джаспера Джонса, Евы Гессе, Марио Скифано, Ансельма Кифера или Антони Тапиеса. Так город становится не фоном, а участником глобального художественного разговора, ответом в длинной переписке между эпохами и культурами.
Алматы в объективе Саликета — археологическое тело. Он состоит из слоев — мечты и страхи, коллективные травмы, культурные коды, визуальный шум, следы утопий и их крушений. Каждый кадр не просто документ, а находка, артефакт, фрагмент, требующий прочтения как часть большого архива.
Организаторы отмечают: «Саликет не просто показывает, что есть город, он подсказывает, как на него смотреть, как видеть в каждом уголке нечто ускользающее, но значимое. Это не искусство об урбанистике, это урбанистика как искусство. «Археология города» не только про Алматы. Это про города как таковые. Про нас — тех, кто пишет эту историю каждый день, даже не зная об этом».
Фото Талгата Галимова